Об авторе
Пандит Зоран Радосавлевич

Джйотиш Гуру SJC & SIVA, Славянский Институт Ведической Астрологии

Статья джйотиш-гуру SJC и SIVA пандита
Зорана Радосавлевича,  перевод
подготовлен специально
для http://siva.education

Слово граха происходит от слова грахана, обозначающего затмение. Из этого следует, что любой предмет, обладающий силой затмения (захвата) ума называется грахой. Мы также можем использовать слово чародей. Грахи зачаровывают нас и накладывают «заклинания», которые заставляют нас верить в определённые вещи и определённым образом поступать. Иными словами, мы околдованы ими. Мы считаем себя свободными, но на самом деле грахи чипируют нас в процессе зачатия, и каждая из них содержит чип нашей собственной кармы прошлых жизней. Фактически, мы вынуждены думать в определённом направлении, и поэтому носители чипов нашей же кармы называются грахами (от слова грахана, или затмение). Как сказал Парашара, именно так Всемогущий Господь, или Высший Разум, управляющий этой Вселенной, позаботился о том, чтобы все виды кармы могли проявиться: он дал задания своим «министрам» – грахам. Он заявил, что Шри Вишну воплотился в наваграхе, чтобы доставить всем живым существам хорошую и плохую карму. 

Слово грахана не является положительным, ведь в том, чтобы иметь над чем-либо контроль, нет ничего положительного. В действительности мы находимся под контролем высших сил, и получаем маломальскую свободу в жизни с большим трудом. Мы подобны песчинкам, которые сдувает ветер жизни и вынуждены двигаться в его направлении. Других вариантов нет, и мы находимся в рабстве грахан. Свобода от него называется мукти или мокша, а вся духовность сосредоточена на свободе от этого рабства. Духовность гласит, что изначально мы свободны и поэтому должны освободиться. К такой свободе существуют различные подходы. Один из них гласит, что оковы нужно разбить, но этот путь тяжёл, и чтобы его пройти, нам потребуется много сил. Вот почему люди в Индии поклоняются Господу Шиве, известному как Баланама – Тот, Кто даёт силу и знание. 

В действительности, ко всей духовности есть два подхода. Первый – это сила, а второй – чистота (павитра, шуддха). Путь чистоты – это путь Господа Вишну. Мы недостаточно сильны, чтобы разбить оковы рабства, поэтому мы цепляемся за Бога и молимся. Принимая роль его слуг, мы просим, чтобы он помог нам и разбил эти оковы. 

Так как Парашара сказал, что грахи – это воплощения Господа Вишну, мы будем изучать их двумя способами: 

  1. Сила и знания грах (бала, или сила Господа Шивы);
  2. Чистота грах (павитра, или чистота Господа Вишну). 

Мы не сможем понять долгий путь освобождения от рабства без чистоты. Человеческому разуму не под силу понять законы кармы, как невозможно понять и грахи с помощью интеллекта. По этой причине мы переложим грахи в десятичную систему счисления. Все числа от 0 до 9 будут назначены нава, или девяти грахам и лагне. Лагна, или восходящий знак, всегда будет нулём, это шунйа. Таким образом, вся система переводится в десятичную систему счисления, а значит, теперь наши мозги могут её осмыслить. Все грахи собираются в эти десять чисел, где у девяти из них есть тела, измеримое количество. Однако, шунйа (ноль) не поддаётся измерению, и поэтому у лагны нет тела. У Раху и Кету также нет физических тел, равно как нет их у упаграх. Однако, они обладают другими телами – астральными.

Все грахи естественным образом обладают силой (Шива) и чистотой (Вишну). Это их врождённые качества, и мы должны уметь их оценивать в наших картах. Таким образом, мы сможем понять силу и чистоту всех составляющих нашей собственной кармы. Вот почему в самом начале мы изучаем гуны грах. Гуна – это качество, которое содержит как чистоту, так и силу. Если человек крайне чист, он не будет проявлять силу. Если же он крайне силён, то не проявит чистоту. 

Всего есть три гуны: 

  1. Саттва, показывает очень высокий уровень чистоты и не проявляет силу (Вишну);
  2. Раджас – это смесь чистоты и силы (Брахма);
  3. Тамас очень нечист, но любит проявлять силу (Шива). 

 

По этой причине мы в самом начале изучаем положения планет в знаках и их движение. К примеру, планеты в экзальтации подобны Вишну, они очень чисты и не любят проявлять свою силу. Но истощённые планеты очень нечисты и любят её проявлять, они полны тамаса. Эти положения в знаках диаметрально противоположны, и между ними существуют другие положения. 

Что же касается движения, то ретроградные планеты очень сильны. Если ретрограден Гуру (саттва), то он очень чист и любит проявлять чистоту, а не силу. Если ретроградны Будха и Шукра (раджас), то ситуация будет смешанной. Если же ретроградны Шани и Мангал (тамас), они становятся нечистыми и любят проявлять силу. 

Подлинная сила кроется в уме, поскольку именно его затмевают грахи. Ум определяет, что хорошо, а что плохо, что такое боль, а что – счастье. Если он сбалансирован, настроен на правильную вибрацию, человек может сбежать от рабства грах. Из этого следует, что относительно силы важнее, чтобы ум был силён. Чистота тела и ума различны. Множество людей сохраняют тело чистым и здоровым, но их ум нечист, и наоборот. Чистота ума – единственное условие для надлежащего духовного роста. Это значит, что для тела важна сила (Шива), а для ума – чистота (Вишну). Для души (атма) важно и то, и другое.

Вишну, Шива и ДевиВесь джйотиш вращается вокруг изучения Вишну, Шивы и Деви в символизме гуны и таттвы. К примеру, мы изучаем грахи и накшатры на ночном небе. Но почему? Почему бы нам не изучать другие точки вселенной? Ответ прост: все знания исходят из света. Свет – это источник видимого и невидимого знания. Даже в очевидном мире мы ничего не можем увидеть до той поры, пока предмета не коснётся луч солнечного света и не раскроет его очертания и структуру. Из этого следует, что единственный свет, который мы можем увидеть на небе – это грахи (планеты) и неподвижные звёзды или накшатры. Грахи движутся (раджас), а накшатры или неподвижные звёзды, не движутся (относительно) – тамас. Это значит, что свет исходит из саттвы, движение из раджаса, а неподвижность из тамаса. Все принципы джйотиш связаны с саттвой, раджасом и тамасом, или с тремя гунами. 

Вместе с тем, вся вселенная основывается на сотворённых элементах, известных как панча-таттва. Этими элементами управляют определённые законы природы, и в ведической традиции им присвоены имена Брахмы, Вишну и Шивы. В конечном же счёте грахи являются лишь символикой этих природных сил, которые мы по аналогии изучаем, чертя карту рождения. И что из себя представляет карта рождения? Это момент времени, которое нужно, чтобы проявилась карма. Иными словами, карме нужно время, чтобы проявиться, а без времени для всей Вселенной не было бы ни «когда», ни «где»… 

Автор статьи: Зоран Радосавлевич
Перевод: Сергей Сунгуров