Описание варн
гуруш́украу виправарн̣ау куджāркау кшатрийау двиджа
ш́аш́исомйау ваиш́йавамау ш́аних ш́удро двиджоттама
“Юпитер и Венера – брахманы. Солнце и Марс – кшатрии. Луна и Меркурий – вайшйи. Сатурн – шудра».
Каста, варна или сословие основывается на первичной деятельности человека в своём уме, то есть на его отношении к жизни. Система каст древний метод, группирующий людей по этим признакам. Эти группы разделены в четыре различных класса: брахманы, кшатрии, вайшйи и шудры. Варна брахманов считается наиболее развитой, затем кшатрии, вайшйи и наконец, шудры. Есть также различные под группы каст, такие как изгои и смешанные варны и т.д.
Все люди многомерны, но у каждого человека есть доминирующие качества, которые являются врождёнными и на основе их формируются различные варны. В Ведах говорится, что каждый человек в Кали Йугу рождается шудрой и по мере своего развития он развивает принадлежность к той или иной варне, но в большинстве случаев врождённая природа берёт вверх и доминирующие качества проявляются в его отношении к жизни. Эти врождённые качества изучает джйотиш, что может помочь как в определении наклонностей человека, так и в выборе его профессии.
Три планеты относятся к гуне благости (саттве): Юпитер, Солнце и Луна.
Юпитер не только саттвичен по своей природе, он также занят религиозной различной деятельностью, изучением священных писаний и деятельностью, которая приносит высшие ценности жизни, давая возможность достичь высших планет после смерти.
Солнце – также саттвично, но занято в управлении государством и созданием законов. Оно преследует мирские цели по сравнению с более высокими идеалами Юпитера, Солнце – кшатрий (класс воинов).
Луна – царица, но она особо не озабочена ни установлением законов, ни жизнью после смерти. Её внимание больше сконцентрировано на мирской заботе о благосостоянии граждан, она рассматривает их как свою большую семью. Луна заинтересована обеспечением пищей своих подданных, продвижением социальной деятельности и организацией фестивалей и праздников, для привлечения и удовлетворения своих поданных. Преследования её целей требуют более низких интеллектуальных способностей и идеализма, чем у вышеприведённых планет. Поэтому её варна имеет более низкий уровень, т.е. вайшйи (торговцы и земледельцы).
Таким образом, идеалы и уровень интеллектуального развития, составляют суть призвания человека и определяют его положение в обществе. Это проявление энергии разума (дхи шакти), которому поклоняются брахманы в мантре гайатри. Дхи шакти имеет четыре типа проявления, точно так же как и четыре варны. Это – (1) буддхи или интеллект – брахман; (2) сиддхи или успех во всех действиях и планах – кшатрий; (3) вриддхи или увеличение процветания – вайшйа и (4) шуддхи или чистота (простота) – шудра.
Брахманы – Юпитер и Венера
шамо дамас тапах шаучам кшантир арджавам эва ча
гйананам вигйанам астикйам брахма-карма свабхава-джам
“Умиротворённость, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы прирождённые качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности”. (Б.Г. 18.42)
Проявление энергии разума (дхи шакти) брахманов основанно на буддхи или врождённом желании получать и отдавать знания, и проявлять сострадание к тяжёлому положению человечества. В конечном счёте, цель брахманов – мокша или духовное освобождение, как результат понимания, что всё прекрасное и возвышенное исходит от Бога. Они служат обществу своей мудростью и способностью к глубоким размышлениям. С духовной стороны брáхман это тот, кто познал брахмáн или абсолютный аспект Бога. Благодаря такому складу ума, брахманы служат обществу как священники, учителя, учёные, юристы, авторы филосовских и научных текстов. Однако, этот склад ума, определеяет варну человека, но не определеяет его работу, с которой сталкивает жизнь. Ум человека, который есстественно склонен к преобретению знания и духовной реализации, является складом ума брахмана. Их самый большой враг – гордость; потому что они обладают огромными знаниями и способны сделать очень много полезного для всего человечества, что даёт им много шансов для того, чтобы возгордиться, если они не развивают смерение. Есть старая бенгальская пословица: “Неотъемлемое качество брахмана – гордость”.
Юпитер и Венера – брахманичные планеты. Юпитер проявляется как философ, гуру, астролог, духовный наставник и автор философских текстов. Венера более проявляется в мирских знаниях, как советник в мирской деятельности, различные учителя, учёные, авторы научных и образовательных текстов.
Кшатрии – Солнце и Марс
шаурйам теджо дхритир дакшйам йуддхе чапи апалайанам
данам ишвара-бхаваш ча кшатрам карма свабхава-джам
“Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой – всё это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга”. (Б.Г. 18.43)
Проявление дхи шакти кшатриев основывается на сиддхи, желании достижения цели, ввести и защищать вверенных им людей и продвигать идеалы. В конечном счёте, цель кшатрия – дхарма, которая направляет его деятельность и при принятии трудных решений показывает ему правильный выбор. Поэтому кшатрии прирождённые лидеры, исполненные постоянной самодисциплины, ответственности и праведной деятельности. Они служат обществу своим желанием проявить себя как администраторы и защитники, что в современном обществе это военные, полицейские, пожарные, правительственные чиновники. Человек со складом ума склонным защищать и вести за собой, является кшатрием. С духовной стороны, кшатрии это те, кто борется со своими чувствами и желаниями, так как желания основная особенность кшатрия, которая помогает им защищать и вести за собой вверенных им людей, и что более важно помогает им жить в соответствии с их принципами. Кшатрии, как проявление Марса, должны научиться управлять своим гневом и чувством несдержанности. Их гнев – результат их могущественной природы проявляющейся как раджас, также как и привязанностью к результатам своих свершений, что заставляет их считать себя важными людьми, преследующими великие цели, поэтому они должны учиться выполнять свои обязанности без привязанности к результатам.
Солнце и Марс – планеты кшатрии. Солнце – лидер, политический деятель и покровитель идеалов. Марс – защитник, пожарный, военный и полицейский.
Вайшйи – Луна и Меркурий
криши-го-ракшйа-ваниджйам вайшйа-карма свабхава-джам
“Земледелие, защита коров и торговля – таковы занятия, соответствующие природе вайшйев”. (Б.Г. 18.44)
Проявление дхи шакти вайшйев основывается на вриддхи или врождённом желании получения выгоды и продвижения самого себя, в то же время желая нести благо своим близким. Вайшйи гордятся своей работой и навыками, таким образом, стараются производить всё самое лучшее, насколько им позволяют способности. Первичная цель вайшйев – артха, которая переводится примерно, как выгода, но также включает ответственность перед следующими за ним людьми. Артха также включает в себя получение чувства удовлетворения от достижения желаемого, но в то же время работа над контролем своих желаний. Они служат обществу лучше всего в качестве бизнесменов, инженеров, ремесленников, художников, атлетов, докторов, агрономов, продавцов пищи, офисных менеджеров, репортёров, авторов романов, актёров, музыкантов и всех других профессий требующих умения. Актёры, атлеты, художники, музыканты и авторы – тип вайшйев, которые выделяются на фоне других из-за своих уникальных навыков, давая блага развлечения следующим за ними людьми. Склад ума человека, который сосредоточен на развитии своих навыков и способностей, продуктивной жизни, получении выгоды, как для себя, так и близких, является вайшйей. Духовно, вайшйи работают над развитием духовной силы через изучение и культивирование мудрости. Вайшйа должен учиться, не привязываться к миру удовольствий, который он рано или поздно оставит.
Луна и Меркурий – планеты вайшйа. Эти планеты считают важным заботиться о себе, но в то же время они социальные планеты и также хотят заботиться о тех, кто зависим от них. Луна и Меркурий – доктора, продавцы пищи, агрономы, писатели и журналисты. Музыкантами управляет Луна, которая управляет ритмом. Меркурий бизнесменами, атлетами, художниками, ремесленниками, менеджерами и актёрами.
Шудры – Сатурн
паричарйатмакам карма шудрасйапи свабхава-джам
“Шудры же предназначены для того, чтобы заниматься физическим трудом и служить другим”. (Б.Г. 18.44)
Проявление дхи шакти шудр основано на шуддха (простоте) или врождённом желании удовлетворять простые желания чувств, еда, совокупление и желание развлечений или простого незамедлительного исполнения своих желаний чувственного удовлетворения, без оглядки на последствия. Первичная цель шудр – кама, желания и деятельность для удовлетворения своих чувств. Шудры отличаются от вайшйев в том, что вайшйи образованы и хорошо осведомлены о тех вещах, которые надеются получить, в то время как желание шудры основано только на желании получить удовлетворение. Например, вайшйа может наслаждаться музыкой, перебирая композиторов или авторов песен, в то время как шудра будет просто наслаждаться популярной музыкой, не вникая в подробности её происхождения. Шудры служат обществу физическим трудом, в качестве чернорабочих низкой квалификации, сборщиков, разносчиков, обслуживающего персонала и т. д. Человек со складом ума, главным образом стремящегося только к непосредственному удовлетворению своих чувств, является шудрой. Духовно, шудры те, кто ограничены своим телом и не могут сделать большое духовное продвижение самостоятельно. Шудрам нужно быть осторожными, чтобы не тратить свою жизнь впустую. Часто их жизнь проходит как во сне или в состояние полной инертности, которое не даёт им возможности действовать, самостоятельно принимая решения способные вывести их на более высокий уровень жизни. Нахождение в глубоком тамасе (невежестве, лени) практически делает невозможным процесс самосовершенствования. Поэтому служение саттвичным людям или выбор правильного общества более мудрых и развитых людей для них считается большим благословением, дающим им рост благодаря хорошему общению. Им необходимо прилагать усилия к саморазвитию, как на физическом, так и ментальном уровне, развивая таланты, которые они имеют.
Сатурн – шудра граха. Сатурн управляет всеми, кто ждёт окончания рабочего дня, чтобы насладиться тем немногим, что представляет им жизнь.
В древние времена, все варны были уважаемы, поскольку каждая варна поддерживала «здоровье» общества. Даже самая низкая из варн шудр не считалась неблагоприятной, но касты, которые вели бесполезное существование из-за своей чрезмерной лени, разрушительных отношений, менталитета и т.д., были нежелательными и отвергались обществом. Все четыре варны сотрудничали между собой, чтобы поддержать общество и сделать его лучше. Более высокие варны всегда уважали низшие, понимая, что много рождений назад, они также имели низший склад ума и, благодаря эволюции на своём жизненном пути обрели то положение, которое занимают сейчас. Если они будут бездарно тратить способности, которыми наделил их Бог, то в следующем воплощении они потеряют, всё что имели. Высшие варны всегда принимали низшие, понимая, что каждый делает то, на что способен, так как Бог наделяет природой в соответствие заслугами прошлого и обязательно придёт время, когда человек разовьётся до уровня просвещённого брахмана.
Большинство проблем современного общества кроется в отсутствии системы варнашрамы, когда каждый может занимать должность не соответствующую его складу ума. Например, вайшйи могут занимать политические посты, полученные в результате самопродвижения, это не больше чем имидж (майа), заработанный на саморекламе, а не на служении дхарме. Такие лидеры не являются кшатриями и не могут в полноте следовать дхарме, так как их желание выгоды и самопродвижения разрушает любые благие начинания, требующие беспрекословного следования дхарме. Также, есть шудры, считающие себя художниками или писателями, что в сути роль вайшйи, они могут сидеть без дела, ожидая вдохновения, вместо того чтобы оттачивать своё мастерство по восемь часов в день. Или шудры, которые играют роль бизнесменов, инженеров или технического персонала и т.д., которые не заботятся о качестве производимой ими продукции или качестве своей работы, желающие быстрее закончить работу и пойти наслаждаться. Также есть кшатрии, которые пытаются быть учителями, но из-за своей идеалистической природы, отсутствия терпения и мудрости, они не могут вести за собой студентов, так как испытывают постоянный гнев и разочарование. Человек со складом ума брахмана ни когда не расстраивается из-за своих студентов, понимая, что Бог управляет всем, и нет других методов достижения результатов, как продолжать обучение студентов. Также есть брахманы, которые выполняют обязанности вайшйи, так как современное правительство и богатые вайшйи не проявляют интереса в материальном поддержании религиозных и научных проектов. Варна определяется доминирующим желанием человека, есть много людей играющие роль учителей и имеющих некоторое желание в обретении знания, но что является их доминирующим желанием? Или взаимная выгода и есть их доминирующие желание? Даже изучающие астрологию, могут проявлять себя как вайшйи, оттачивая своё мастерство в течение какого-то времени, для получения выгоды от консультаций и зарабатывания денег, тем самым создавая свой бизнес, при этом, не проявляя никакого желания к духовному росту и распространению этого важного знания. Брахманы это те, кто тратят свою жизнь на изучение непостижимого знания, будь то наука, религия, психология, математика или астрология или те, кто тратят свою жизнь на развитие своей духовной жизни.
Возможно, если люди в современном обществе принимали себя, и общество также принимало их, то у человека не было желания заняться деятельностью, которая не удовлетворяет их и многие свои незначительные интересы они проявили как хобби. Таким образом, шудра не пытался стать художником, потому что он не чувствует себя принятым обществом как шудра, и вместо этого он мог жить хорошей и производительной жизнью как шудра. В «Бхагавад-Гите» Шри Кришна говорит:
ш́рейāн сва-дхармо вигун̣ах̣ пара-дхармāт св-анушт̣хитāт
свабхāва-нийатам̇ карма курван нāпноти килбишам
«Лучше исполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие. Выполняя предписанные обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха». Бхагавад-Гита 18.47
саха-джам̇ карма каунтейа са-дошам апи на тйаджет
сарвāрамьхā хи дошен̣а дхӯменāгнир ивāвр̣тāх̣
«Всякое действие несёт в себе изъян, подобно огню, который всегда покрыт дымом. Поэтому, о сын Кунти, никто не должен отказываться от обязанностей, порождённых его природой, сколько бы изъянов они в себе не несли». Бхагават-Гита 18.48
свабхāва-джена каунтейа нибаддхах̣ свена карман̣ā
картум̇ неччхаси йан мохāт каришйаси аваш́а ‘пи тат
«Под влиянием иллюзии ты отказываешься сейчас действовать по Моему приказу. Но твоя природа всё равно заставит тебя действовать точно так же, о сын Кунти». Бхагавад-Гита 18.60
Последний стих здесь имеет особое значение в контексте человека, поддерживающий целостность варн из-за влияния врождённого склада ума. Если человек пытается действовать на уровне более высокой варны, чем их врождённый склад ума предназначен, то только вопрос времени, когда человек начнёт действовать на том уровне, который ему будет приносить удовлетворение в соответствии с его внутренней природе. Человек со складом ума вайшйи может проявить желание получать знания и помогать с помощью его другим, но со временем он больше будет думать о продвижении своих способностей, чем о развитии знаний и оказании помощи, которые он надеялся оказать человеку из-за своей врождённой любви и сострадания. Также человек действующей в более низкой варне, чем его собственная природа, рано или поздно будет испытывать опустошение и бесцельность своей жизни. Человек должен быть честным по отношению к себе и принять свою природу, это единственный путь обрести целостность и удовлетворение, так как не всё что мы считаем на вид выгодным или полезным, в конце концов, может стать источником страдания и разочарования.
ૐ ОM ТАТ САТ ૐ