Субхадрā
Об авторе
सुभद्रा Субхадрā – одна из главных Богинь Индуизма, имеющая множество воплощений и форм. О ней очень мало говорят, кроме того, что её всегда помнят как супругу Арджуны, могущественного Пандава. Она считается любимым ребёнком Махараджи Васудевы и младшей сестрой Ш́рӣ Кр̣ш̣н̣ы и Баларамы.
В храме Джаганнатха это главные божества, святая троица на ратна сим̇хāсана – троне-пьедестале (усыпанном драгоценными камнями на основе ш́рӣ йантры). Однако в храме их называют божественными именами – Джаганнāтх, Балабхадра, Субхадрā. Если рассматривать божества в порядке написания, то порядок таков: Балабхадра, Субхадрā, Джаганнāтха. Она сидит между своими братьями, находясь под их постоянной защитой. Бӣджа-мантра для этих божеств также написана в порядке их восседания ह्रीं श्रीं क्लीं (хрӣм̇-ш́рӣм̇-клӣм̇) соответственно для Балабхадры, Субхадры и Джаганнатхи.
Этимология: सुभद्रा (субхадрā) = सु (су) भद्रा (бхадрā) где:
सु (су) идти, двигаться ➾
○ ◦ चर чара, подвижный – Она подвижна в подвижных знаках; Она оживление в живом мире
◦ Балабхадра – अचर ачара или स्थिर стхира – Он неподвижность всего, а также символизирует неживое и мёртвое.
◦ Джаганнāтх – चराचर чарāчара – одновременно движущийся и неподвижный, следовательно, обладающий двойной силой подвижности и неподвижности. Представлен, двойственными знаками (двишвабхāва)
☀︎ обладать превосходством ➾ сила гун̣ы раджаса
☀︎ порождать, приносить потомство ➾ сила деторождения
☀︎ противоположно दुस् душ̣, связанно с वसु ➾ сила подавлять душ̣тхāна
☀︎ префикс – подчёркивающий хорошее, отличное, правильное, добродетельное, красивое, легкое, хорошо, много, сильно, охотно, быстро
भद्रा бхадрā благословенный, благоприятный, удачливый, процветающий, счастливый ⇢ Лит. РВ.
☀︎ хороший, любезный, дружелюбный, добрый
☀︎ превосходный, справедливый, красивый, прекрасный, приятный, дорогой
☀︎ искусный в
☀︎ великий
☀︎ особый вид слона
☀︎ бхадра – бык; бхадрā – корова
☀︎ водяная трясогузка (птица)
☀︎ 2-ой, 7-ой и 12-ый титхи
☀︎ 7-ая чара каран̣а (бхадра-каран̣а)
☀︎ форма Дурги; Ш́акти; Дāкшайан̣ӣ в Бхадреш́варе; Видйā-дхарӣ
☀︎ небесный Ганг
☀︎ озеро ⇢ Лит. Хкат.
☀︎ процветание, счастье, здоровье, благополучие, хорошая удача
Она является богиней накш̣атры.
Есть две накш̣атра ман̣д̣алы:
- Мунданная сан̣сара накш̣атра ман̣д̣ала, состоящая из 27 секторов, каждый из которых имеет размер 13° 20′.
- Духовная сан̣нйāса накш̣атра ман̣д̣ала состоящая из 28 секторов, каждый из которых имеет размер 13° 20′, за исключением трёх звёзд.
◦ 21-ая накш̣атра Уттараāсāд̣ха в Стрельце отдаёт свою последнюю паду 3° 20′ и оставляет себе 10° 00′ и
◦ предыдущая 22-ая накш̣атра Ш́рāван̣а отдаёт одну пятнадцатую часть или 0° 53′ 20″ в начале.
◦ Эти части вместе образуют свет новой 22-ой накш̣атры अभिजित (Абхиджит), которая составляет 4° 13′ 20″ (3° 20′ + 0° 53′ 20″).
◦ Накш̣атры перенумерованы с Абхиджит в качестве 22-ой ★
- Ш́рāван̣а как 22 23★
- Дханиш̣т̣хā как 23 24★
- Ш́атабхиш̣āдж как 24 25★
- Пӯрва Бхадрапада 25 26★
- Уттара Бхадрапада 26 27★
- Реватӣ как 27 28★
Шукла Пакша Таттва
Агни Дева
Накш̣атра ман̣д̣ала очень своеобразна. Во время ш́укла пакш̣а и кр̣ш̣н̣а пакш̣а накш̣атра таттва смещается.
Накш̣атра таттва 27 накш̣атр ман̣д̣алы во время ш́укла пакш̣а ➾
☀︎ Пр̣тхвӣ таттва: пять накш̣атр ➢ 1 Аш́винӣ, 2 Бхарани, 3 Кр̣ттикā, 4 Рохин̣ӣ, 5 Мр̣гāш́ира
☀︎ Джала таттва: шесть накш̣атр ➢ 6 Āрдрā, 7 Пунарвасу, 8 Пуш̣йа, 9 Аш́леш̣ā, 10 Магха, 11 Пӯрва Пхāлгун̣ӣ
☀︎ Агни таттва: пять накш̣атр ➢ 12 Уттара Пхāлгун̣ӣ, 13 Хастā, 14 Читрā, 15 Свāтӣ, 16 Виш́āкхā
☀︎ Вāйу таттва: шесть накш̣атр ➢ 17 Анурāдхā, 18 Джеш̣т̣хā, 19 Мӯла, 20 Пӯрва Āшāд̣ха, 21 Уттара Āшāд̣ха, 22 Ш́рāван̣а
☀︎ Āкāш́а таттва: пять накш̣атр ➢ 23 Дханиш̣т̣хā, 24 Ш́атабхиш̣āдж, 25 Пӯрва Бхадрапада, 26 Уттара Бхадрапада, 27 Реватӣ
Накш̣атра таттва 27 накш̣атр ман̣д̣алы во время кр̣ш̣н̣а пакш̣а ➾
☀︎ Āкāш́а таттва: пять накш̣атр ➢ 1 Аш́винӣ, 2 Бхарани, 3 Кр̣ттикā, 4 Рохин̣ӣ, 5 Мр̣гāш́ира
☀︎ Вāйу таттва: шесть накш̣атр ➢ 6 Āрдрā, 7 Пунарвасу, 8 Пуш̣йа, 9 Аш́леш̣ā, 10 Магха, 11 Пӯрва Пхāлгун̣ӣ
☀︎ Агни таттва: пять накш̣атр ➢ 12 Уттара Пхāлгун̣ӣ, 13 Хастā, 14 Читрā, 15 Свāтӣ, 16 Виш́āкхā
☀︎ Джала таттва: шесть накш̣атр ➢ 17 Анурāдхā, 18 Джеш̣т̣хā, 19 Мӯла, 20 Пӯрва Āшāд̣ха, 21 Уттара Āшāд̣ха, 22 Ш́рāван̣а
☀︎ Пр̣тхвӣ таттва: пять накш̣атр ➢ 23 Дханиш̣т̣хā, 24 Ш́атабхиш̣āдж, 25 Пӯрва Бхадрапада, 26 Уттара Бхадрапада, 27 Реватӣ
Кришна Пакша Таттва
Агни таттва фиксирована в пяти накш̣атрах и не меняется ни в одной из пакш̣а ➾ 12 Уттара Пхāлгун̣ӣ, 13 Хастā, 14 Читрā, 15 Свāтӣ, 16 Виш́āкхā. Из этих пяти накш̣атр Читрā находится в центре группы и обозначает положение Субхадры.
Джанма Нāма
В “Харивам̇ш́а Пурāн̣е” упоминается Читрā (चित्रा) как джанма-нāма, то есть имя рождения Субхадры. Оно означает яркий, ясный, превосходный и красочный, как картина. В этой накш̣атре хранится гороскоп всех душ и кармические записи.
Субхадрā Девӣ – владычица накш̣атра ман̣д̣алы, и накш̣атра джāтака всех существ находится под Её контролем. Этим самым Она дарует долголетие, так как прāн̃а вāйу связана с джанма накш̣атра.
एकानंशा экāнам̇ш́ā девӣ – очень древнее имя Субхадры.
Ш́рӣ Васудева (отец Ш́рӣ Кр̣ш̣н̣ы) был женат на Рохин̣ӣ (первая жена) до брака с Девакӣ, сестрой Кан̇сы. Хотя он находился в плену у Кан̇сы, он тайно посещал Рохин̣ӣ, и Баларама родился до появления аватāры (единственное логическое объяснение, если мы не ищем чудес, но тогда было слишком много чудес, чтобы их не замечать).
Экāнам̇ш́ā девӣ, Музей Бихара
Йогамāйā
Интересно, что обе жены, Йашода (жена Нанды) и Девакӣ (вторая жена Васудевы), родили одновременно двух детей – Йашода родила дочь, а Девакӣ – могучего аш̣тама путру Ш́рӣ Кр̣ш̣н̣у. Преодолевая бури и наводнение Йамуны, Вāсудева перенёс своего сына-младенца через Йамуну в дом Нанды и взял с собой дочь. Ш́рӣ Кр̣ш̣н̣а был принят семьей Нанды в качестве приёмного сына и рос под присмотром таких любящих тётушек, как Радха.
Судьба дочери Йашоды сложилась иначе. Злой Кан̇са поймал её за детские ножки и собирался бросить, когда она исчезла в воздухе и вновь появилась в небе в образе восьмирукой Дурги. Она была не кто иной, как могущественной Йогамāйā-девӣ {другое имя Субхадры}, младшой сестрой Господа Виш̣н̣у [ШБ 10.4.9]. Её голос прогремел: “О! Глупый Кан̇са, бесполезно пытаться убить меня. Твой заклятый враг, сам повелитель миров (Джаганнāтх), уже родился. Бессмысленно убивать ещё детей”. [ШБ 10.4.10]”. Она ушла в горы Виндхйа, и там живёт Виндхйā-вāсинӣ Девӣ.
Как Виндхйā-вāсинӣ Она также известна как काजल Кāджала девӣ и идентифицируется как Кāлӣ. Она также известна как Йогамāйā, Махāмāйā и идентифицируется как āди-парā-ш́акти.
Она – Йоганидрā девӣ, тождественная точному моменту новолуния или амāвасйā. Именно благодаря Её силе все существа этого мира наслаждаются иллюзией сан̇сāра. И все ведические пан̃чāн̇га (календари) отсчитываются от Неё как начало лунно-солнечного мāса (месяца).
Святое имя Экāнам̇ш́ā означает “тот, кто мгновенно исполняет желание”. Видя боль своего преданного Девакӣ, когда Кан̇са выхватил девочку, она прокляла Кан̇су, чтобы он умер от руки Господа Джаганнāтхи (Виш̣н̣у).
В Харивам̇ш́а Пуране указывается, что она является сестрой Виш̣н̣у Āдитйа [джйотиш̣а: Мӣна рāш́и, Рыбы], благодаря чему она также известна как Ади-Ш́акти Вималā девӣ. Её храм находится на территории храма Джаганнāтха.
Виш̣н̣удхармоттара пурāн̣а описывает её как Гандхāри (Виш̣н̣у мāйā) {не жена Дхритарāш̣тры}. Эта Виш̣н̣у мāйā Гандхари находится вместе с другими семью ш́акти: Дхр̣ти, Кирти, Пуш̣ти, Шраддхā, Сарасватӣ, Гāйатрӣ и Кāларāтрӣ.
Виндхйā-вāсинӣ Девӣ
Васудева Путри
Субхадрā родилась как голубоглазая дочь Вāсудевы. Буквально, у неё были голубые глаза ➾ джйотиш̣а: неблагоприятные планеты Сатурн и/или Марс во втором доме, вызывающие светлый цвет глаз, были вынуждены стать благодетелями. Это была реинкарнация богини Экāнам̇ш́ā.
Авторская статья Санджая Ратха
Перевод: Чандрамукха дас
Оригинал статьи доступен по ссылке: https://srath.com/series/subhadra/