Введение

Вопрос Айанамши уже долгое время тревожит астрологов, которые используют звездный зодиак. На данный момент существует много популярных Айанамш, и нет убедительных доказательств или опровержений для любой из них.

Айанамша вычисляется на основе Сурья-Сиддханты, и так, моя философская рационализация позволила обнаружить некоторые объективные астрологические принципы. В этой статье я поделюсь ими с заинтересованными учеными астрологами и студентами.

Несколько других письменных отчетов, иллюстрирующих астрологические принципы, которые хорошо работают с этой Айанамшей, будут представлены  в ближайшие недели, месяцы и годы.

Тропический Зодиак против Сидерического

Транзит Солнца через тропический зодиак приносит сезоны, и это связано с наблюдаемыми явлениями. Например, вхождение Солнца в тропический знак Овна всегда совпадает с весенним равноденствием (когда день и ночь становятся равными по продолжительности), а вхождение Солнца в тропический знак Рака всегда совпадает с летним солнцестоянием (когда продолжительность дня достигает максимума). Тропический зодиак привязан к сезонам и может быть надежно зафиксирован на основе наблюдаемых явлений. Поэтому, в некоторых культурах его начали использовать в астрологии.

Тем не менее, знаки зодиака выравниваются по накшатрам, которые соответствуют звездным созвездиям на небе. Например, знак Овна должен содержать накшатру Ашвини, Бхарани, и часть накшатры Криттика. Если мы используем тропический зодиак, знаки со временем будут смещаться  (накшатры окажутся не на своих местах). Это совершенно не соответствует учению Риши. К сожалению, у нас нет никаких наблюдаемых явлений, на основании которых можно было бы сделать вывод, что та или иная точка зодиака является начальной точкой звездного Овна. Все что мы знаем, это то, что сидерический Овен должен содержать определенные созвездия, сидерический Телец должен содержать определенные созвездия и так далее. Итак, мы примерно знаем, где находится сидерический Овен на небе. Но где истинная точка начала Овна, нам не известно!

Айанамша

Айанамша – это угол между началом тропического и сидерического Овна. В различных частях Индии столетиями использовались различные Айанамши, разность которых составляла 5-6 градусов! Стандартизация Айанамши Лахири, в связи с комиссией, образованной Индийским правительством, привело к некоторому единообразию в течении нескольких последних десятилетий, но до сих пор ведические астрологи используют много айанамш, отличающихся на несколько градусов.

Йогатара и Якорная Звезда

В каждом созвездии (накшатре) Сурья-Сиддханта определяет одну конкретную звезду как «йогатара» и дает ей точную звездную долготу и широту (широта – это угол от зодиакальной плоскости, или плоскости эклиптики, то есть, плоскости, в которой Земля вращается вокруг Солнца). Поскольку звезды сами по себе не полностью фиксированы, эти долготы и широты меняются со временем. Поэтому мы не можем принять долготы и широты, данные в Сурья-Сиддханте как абсолютные.

Однако, если одна конкретная звезда является якорем для зодиака, и остается неподвижной, то координаты, данные для этой звезды в Сурья-Сиддханте, должны всегда быть правильными. Долготы и широты других звезд могут незначительно меняться, но эта звезда будет оставаться фиксированной.

Читра-пакша Айанамша

Читра-пакша Айанамша, известная как айанамша Лахири, берет в качестве якоря для зодиака накшатру Читра. Согласно Сурья-Сиддханте, «йогатара» накшатры Читра – это наибольшая звезда в созвездии, и ее долгота в 180° от начала Овна, а широта 2° к югу от плоскости эклиптики. Spica (Alpha Virgonis) – ярчайшая звезда, соответствующая накшатре Читра. Таким образом, Читра-пакша айанамша фиксирует начало Овна, так что Spica всегда находится в 0° знака Весы.

Традиционная айанамша Лахири основана на приблизительной линейной формуле, но современное программное обеспечение (такое как “Джаганнатха Хора”)  точно вычисляет тропическую позицию звезды Spica  в любое заданное время и фиксирует начало сидерического Овна точно на 180° позади его, таким образом, сидерическая долгота звезды Spica всегда будет точно 0° знака Весы.

Недостатки Читра-пакша Айанамши

Согласно Сурья-Сиддханте, широта «йогатары» накшатры Читра – 2° к югу от плоскости эклиптики. Однако, в данный момент Spica находится в 1° к югу от плоскости эклиптики. Так что, в любом случае, это не соответствует характеристикам Сурья-сиддханты. Во-вторых, некоторые другие авторитетные Сиддханты дают разную долготу «йогатары» Читры. Например, Питамаха-Сиддханта, Брахмагупта-Сиддханта, Сиддханта-Секхара, Сиддханта-Широмани и Граха-Лагхава упоминают ее как 3° Весов, а Маха-Сиддханта – как 2°50′ знака Весы.

Разные Сиддханты могут по-разному определять движения планет, и их расчеты могут отличаться; но зодиак должен быть одинаковым. Пока  Сиддханта не очень корректна или слишком приблизительна, она по крайней мере должна дать правильную долготу «якорной» звезды зодиака (долгота других звезд является переменной и может иметь разные значения в зависимости от той эпохи, когда Сиддханта была написана).

В-третьих, нет философского или эзотерического обоснования того, почему Читра-накшатра, чье божество Тваштар, должна быть якорем зодиака. Возможно, Комиссия по Лахири искала яркую звезду возле начала Овна и пришла к началу Весов когда ничего не нашла возле Овна.

Еще стоит отметить один момент. Хотя люди говорят о «фиксации» Спики в 0° Весов, на самом деле мы не можем закрепить там Спику, так как она не находится на плоскости эклиптики или зодиакальной плоскости! Мы лишь можем зафиксировать проекцию Спики на зодиакальной плоскости в  0° Весов.

Звезда, которая находится прямо на зодиакальной плоскости, является лучшим кандидатом на «якорь» зодиака, в отличии от той звезды, которая должна быть в проекции на плоскость.

Другие попытки

В последние годы имели место некоторые попытки ученых, чтобы взять некоторые другие накшатры в качестве «якоря» для зодиака.

Например, некоторые полагают, что Мула-накшатра – это Муладхара-чакра Кала-Пуруши, и поэтому поставили «йогатару» Мулы в  0° Стрельца.

(1) Согласно Сурья-Сиддханте, долгота «йогатары» Мулы не  0° Стрелца. Ее долгота  1° Стрельца;

(2) Согласно Сурья-Сиддханте, широта «йогатары» Мулы — 9° к югу от плоскости эклиптики . В то время как Шаула (Lambda Scorpii) принимается ею как «йогатара» накшатры Мулы — 12° к югу от плоскости эклиптики;

(3) Скорпион – это анус Кала-Пуруши, а Стрелец, согласно Парашаре, – его бедра. Таким образом, 0° Стрельца – это паховая область, где начинаются бедра. Это не место Муладхары-Чакры;

(4) Опять же, та же самая Шаула не лежит на зодиакальной плоскости. Она находится в 12° к югу от нее. Это не идеальные условия, чтобы определить якорь для зодиака, который даже не находится на плоскости.

Этот автор попытался использовать «йогатары» нескольких накшатр, например Джйештхи, управляемой Индрой, Рохини, управляемой Праджапати и.т.д. Однако эти эксперименты не привели к каким-либо последовательно-объективным принципам.

Более того, ни одна из них не имела «якорных» звезд на зодиакальной плоскости.

Рак и Пушйа 

Говоря философски, «якорь» существования не находится в Муладхара-чакре у основания позвоночника, и не является Аджна-чакрой во лбу, и даже не Сахасрара-чакрой верхней части головы. Согласно писаниям, «якорь» существования, находится в искре божественности, которая лежит в пещере своего сердца. Зодиакальный знак Рака – это сердце Кала-Пуруши, так говорит Парашара. Поэтому «якорь» должен быть связан со знаком Рака, который содержит звезды: Пушья, Ашлеша и четверть Пунарвасу. Рак также известен как знак сотворения. Господь Кришна также учил в Шримад-Бхагаватам, что следующая Сатья-юга начнется, когда Солнце, Луна и Юпитер точно соединятся в накшатре Пушья (предположительно, с «йогатарой» Пушьи). Таким образом, в Пушье есть что то особенное, что создает «якорь» для цикла самой юги.

Как сказано в Сурья-Сиддханте, Пушья-йогатара, как предполагается, будет на широте в 0°, т.е. прямо на зодиакальной плоскости. Это делает ее хорошим кандидатом для «якоря». Хотя и существует несколько звезд, близких к зодиакальной плоскости, но очень мало звезд, находящихся прямо на ней. Одна из них – «йогатара» накшатры Пушья.

Если учитывать Сурья-Сиддханту, Брахма-Сиддханту, Сома-Сиддханту, Вриддха-Васиштха-Сиддханту, Питамаха-Сиддханту, Маха-Сиддханту, Брахмагупта-Сиддханту, Сиддханта-Секхару, Сиддханта-Широмани и Граха-Лагхава, они дают разные значения долготы «йогатар» некоторых накшатр. Например, Питамаха-Сиддханта, Брахмагупта-Сиддханта, Сиддханта-Секхара, Сиддханта-Широмани и Граха-Лагхава дают 3° Весов как «йогатара» накшатры Читра, а Маха-Сиддханта – 2°50′ Весов, тогда как другие дают 0° Весов (что используется в Айанамше Лахири).

Но все эти Сиддханты согласны с тем, что «йогатара» накшатры Пушья, это 16°00′ знака Рака!

Разные Сиддханты могут по-разному определять движения планет, и их расчеты могут отличаться; но зодиак должен быть одинаковым. Пока  Сиддханта не очень корректна или слишком приблизительна, она по крайней мере должна дать правильную долготу «якорной» звезды зодиака. Хотя вышеперечисленные Сиддханты дают разную долготу для «йогатары» Читры и других накшатр, все они одинаково определяют долготу «йогатары» накшатры Пушья!

Божеством накшатры Пушья является Брихаспати (Юпитер), величайший даритель стабильность. Пушья может зафиксировать/стабилизировать зодиакальную плоскость на небе, так как Брихаспати стабилизирует трон Индры на небесах и защищает его от потрясений. Так как Юпитер (прибежище дхишакти, т.e. 1-я бхава) стабилизирует трон Индры (10-я бхава), Пушья в Раке стабилизирует начальную точку Овна в 10-й бхаве от себя1.

1 Я хотел бы поблагодарить Санджая Ратха за предложение философского обоснования.

Пушья означает “лучший, или самый высший”. В древнем зороастрийском писании “Авеста”, Тиштрьйа (которая звучит как Тишйа, ведическое имя Пушьи) является главной звездой на небесах. В дополнение к этому, когда 27 Солнечно-Лунных йог определяются в Панчангах, Пушья используется как семенная звезда.

Учитывая все эти факторы, все получается очень логичным, и в этом есть философский смысл, чтобы взять, в отличии от накшатры Читра, Пушью (т.e. ее «йогатару») в качестве «якоря» для зодиака.

Пушйа-Пакша-Айанамша

В Сурья-Сиддханте «йогатарой» Пушйи является звезда в центре созвездия с долготой 16° Рака и широтой 0°.

В созвездии Рака, Delta Cancri (Asellus Australis) находится в центре, и она действительно на плоскости эклиптики, т.e. на широте 0°!

Таким образом, мы определим Пушья-Пакша-Айанамшу, зафиксировав сидерическую долготу Delta Cancri на 16° Рака. Это можно вычислить для любой даты как показано ниже:

(1) Возьмите тропическую долготу Delta Cancri для желаемой даты;

(2) Отнимите 106° (16° Рака) от нее;

(3) Результатом будет значение Айанамши для определенной даты. Если мы отнимем это значение от тропической долготы планеты (или другой точки\тела), мы получим сидерическую долготу для определенной даты.

Значения

Для справки, вот ее значения для некоторых дат:

0500 Январь 1 (6 am IST): 01° 49 ́ 90.20 ́ ́ (используя экстраполированный юлианский календарь)
1700 Январь 1 (6 am IST): 18° 31 ́ 49.71 ́ ́
1800 Январь 1 (6 am IST): 19° 55 ́ 37.30 ́ ́
1900 Январь 1 (6 am IST): 21° 19 ́ 27.11 ́ ́
2000 Январь 1 (6 am IST): 22° 43 ́ 19.12 ́ ́
2014 Январь 1 (6 am IST): 22° 55 ́ 03.87 ́ ́
2100 Январь 1 (6 am IST): 24° 07 ́ 13.48 ́ ́
2200 Январь 1 (6 am IST): 25° 31 ́ 09.91 ́ ́
2300 Январь 1 (6 am IST): 26° 55 ́ 08.55 ́ ́
3000 Январь 1 (6 am IST): 36° 44 ́ 00.98 ́ ́

Джаганнатха Хора” – астрологическая программа, доступная для бесплатного скачивания, поддерживает Пушья-пакша Айанамшу в версии 7.65 и выше.

Она находит Айанамшу на любой момент времени путем нахождения точной тропической долготы звезды (Дельта Рака), и она не полагается ни на какие приблизительные линейные формулы.

Субъективное возражение

Некоторые астрологи могут возразить, что такое множество астрологов использует Айанамшу Лахири, и они не могут ошибаться.

Следует отметить три момента:

(1) Лахири используют не все. Есть много последователей Кришнамурти Паддхати (KP), которые используют айанамшу Кришнамурти. Некоторые используют айанамшу Рамана. Некоторые используют линейную айанамшу на основе Сурья-сиддханты (которая близка к айанамше Рамана). Существует также много айанамш помимо Лахири. Последователи многих айанамш делают хорошие предсказания, и они “убеждены” в их правильности.

(2) Большинство астрологов в основном используют карту Раси, которая малочувствительна к айанамше. Даже те, кто начал использовать варги за последние несколько десятилетий, в основном используют Раси для практических целей, а варги больше теоретически. Они видят вещи в Раси и только потом “подтверждают” это в дробных картах, которые, как они говорят, не могут «отменить» показания карты Раси.

Это можно назвать “на словах”. Их неуверенность в варгах может быть потому, что их расчеты не являются достаточно надежными, чтобы использовать варги.

(3) Айанамша становится актуальной, когда опирается на варги. Однако, некоторые дробные карты, используемые сегодня астрологами, подозрительны и основываются на неверной интерпретации Парашары.

Например, см. статью “Правильная Сиддхамша Парашары” по определению карты D-24, используемой для образования. Сегодняшние астрологи делят на 24 части нечетные знаки от Le→Cn и на 24 части четные знаки от Cn→Ge. Это конструктивно абсурдно. Для четных знаков это должно быть в анти-зодиакальном направлении, т.e. Cn→Le вместо Cn→Ge. Парашара четок в своем знании, но переводчики сделали грубую ошибку. С такими грубыми ошибками в определениях и с неправильной айанамшей неудивительно, что те люди, кто хочет опираться на варги, в конечном итоге только играют словами. Суть в том, чтодля ведической астрологии необходимы несколько реформ, и они являются взаимозависимыми.

В свете нынешнего положения дел, методы требуют точности вычислений, а аргументы «Я на столько успешен, что моя Айанамша должна быть правильной» не выдерживает критики. Итог в том, что много людей, использующих противоречивые расчеты, успешно используют методы, полагающейся больше на интуицию и меньше на точные расчеты! Но это не решает вопрос об Айанамше.

Кстати, Пушья-пакша айанамша очень близка к линейной айанамше Сурья-Сиддханты, используемой многими традиционными астрологами, и также близка к айанамше Рамана.

С точки зрения успеха предсказаний, доктор Б.В. Раман, пожалуй, самый успешный среди знаменитых астрологов прошлого века, или двух веков. Так, успех предсказаний любых астрологов, использующих айанамшу Лахири, не может быть обращен против Пушья-пакша-айанамша.

Работает ли Пушья-Пакша Айанамша?

Статьи, иллюстрирующие астрологические принципы для хорошей работы Пушья-пакша айнамши будут представлены в ближайшие недели, месяцы и годы.

Начинающим можно посоветовать чтение статьи «Two Novel Transit Principles: Based on Longitude Correlations».

Основной интерес данного автора находится в объективных методах и методиках, требующих точности расчетов. Поэтому, большинство его выводов будет из этой области.

Есть надежда, что студенты астрологии и исследователи будут использовать эту Айанамшу, проводить исследования и находить недостающие звенья в нашем понимании астрологических предсказательных принципов, которые требуют точных расчетов.

Нужно помнить несколько вещей:

(1) Если использовать в основном только карту Раси, то айанамша не так важна. Хотя это и может изменить Чара-караки, но в любом случае, люди не имеют точных методов их применения. Это также может изменить даты Накшатра Даш, но эти даты весьма чувствительны ко времени рождения, поэтому в данном случае они не надежны;

(2) Дробные варги, особенно высокие варги, могут быть чувствительны к изменениям айанамши. Но определения для некоторых варг подозрительны. Нужно использовать правильные определения. Эта точка зрения автора о верных определениях варг будет рассматриваться в отдельных статьях;

(3) Хотя Риши дали много систем Даш, люди обычно используют 1 или 2 даши. Для того, чтобы увидеть несколько прекрасных изменений, необходимо использовать правильные Даша, правильные Варги, и правильную Айанамшу. Возможно, что всего одно недостающее звено может искажать результаты!

(4) Неверные правила, которые развили люди, на практике могут не работать. Для того, чтобы изучить верные знания, иногда нужно отучится от неверных. Нужно быть непредубежденным и с острым интеллектом, а также делиться знаниями с другими.

Пожалуйста, не стесняйтесь экспериментировать с этой айанамшей и с принципами, описанными здесь и в других статьях, а также поделитесь ссылкой веб-сайта, с вашими друзьями и коллегами, которые заинтересованы в ведической астрологии.

Автор: П.В.Р. Нарасимха Рао
Перевод: Андрей Давиденко

ૐ ОM ТАТ САТ  ૐ

5 10 голосов
Оцените статью