Перейти к содержанию
Авторизация  
igoriogin

Психическая конституция в Аюрведе

Рекомендуемые сообщения

Я нашёл два перевода на русский. Оба перевода отличаются я и не знаю почему, скидывая оба для создания полной картины

Семь Сатвика-типов Пракрити

Брахма. Особенно проявлены у полубога Брахмы: чистота и правдолюбие, искренность и смирение,почтительность к наставникам и учителям, стремление познать Бога, гостеприимство.

Махендра. Особенно проявлены у полубога Махендры: мужество и слава, искреннее выражение своего почтения к окружающим вне зависимости от их положения, изучение Вед, утверждение в служении другим.

Варуна. Особенно проявлены у полубога морей и океанов Варуны: зеленоватый оттенок волос, тело медного цвета, милосердие, самодостаточность, ровное отношение к жаре и к холоду.   

Кубера. Особенно проявлены у казначея полубогов Куберы: милосердие, очень много сил направлено на благие дела, достаток, справедливость.

Гандхарва. Особенно проявлены у небесных музыкантов: чувство гармонии, развитые таланты, веселый характер, любовь к природе.

Яма. Особенно проявлены у полубога смерти Ямы: прекрасная память и справедливость, свобода от двойственности, иллюзий, зависти и злобы

Ашра. Особенно проявлены у святых мудрецов: преданность постижению Бога и Ведическим ритуалам, целибат, знание материального и духовного мира, постоянное самосовершенствование.

Шесть Раджастика-типов Пракрити

Асура. В основном проявлены у асуров: наделены богатством, имеют устрашающий облик, храбрые, жестокие и завистливые, стремятся к чувственным наслаждениям.   

Сарпа. В основном проявлены у Нагов: зависть, склонность ко лжи, малодушие, резкость, трусость, хорошо развитый интеллект.

Сакуна. В основном проявлены у Сакуни: привязанность к сексуальным наслаждениям, привязанность к алкоголю и другим интоксикациям, раздражительность и гневливость

Ракшаса. В основном проявлены у ракшасов: ограниченный склад ума, раздражительность, гневливость и злость, нетерпимость к религиозным принципам, самовоскхваление.

Пишача. В основном проявлены у духов Пишачей: склонность к принятию испорченной пищи, резкость, наглость и бесстыдство, привязанность к женщинам и к сексу, самоутверждение и бравада.

Праита. В основном проявлены у Претов, злых духов: леность, ревнивость, подозрительность, зависть, жадность, неспособность к прощению и милосердию, обитание в ужасных, темных, глухих местах.

Три Тамасика-типов Пракрити:

Пашава. В основном проявлен у животных: слабо развитый интеллект, непокорность, отсутствие смирения, привязанность ко сну и сексу, инертность, лень.

Матсья. В основном проявлен у рыб: непостоянство, заторможенное мышление, робость, трусость, зависимость от воды, пожирание нечистот и друг друга

Ванушпатья. В основном проявлен у растений: склонность находиться или жить в одном месте, к которому очень привязаны, склонность к бездействию, существование только для приема пищи, равнодушие к благости, артхе (аскезам и жертвоприношению), дхарме (предписанным обязанностям), мокше (освобождению) и бхакти (служению Богу).

Другой перевод, более подробный.

Семь Сатвика-типов Пракрити

Брахма (brāhma) – подобный Брахме Чистота (śuci), правдивость (satyābhisandha), обуздание чувств (jitātmāna), щедрость, готовность делиться с другими (saṁvibhāgin), знание (jñāna), понимание (vijñāna), способность выражать свои мысли и отвечать на вопросы (vacanaprativacana), хорошая память (smṛtiman), отсутствие вожделения, гнева, жадности, тщеславия, заблуждения относительно природы вещей, желания причинить вред, скорби, нетерпимости к другим (kāma-krodha-lobha-mānamoherṣyāharṣāmarṣāpetaṁ), равное отношение ко всем (samaṁ sarvabhūteṣu)

Арша (ārṣa) – подобный мудрецам (риши) Поклонение Богу (ijya), изучение священных писаний (adhyayana), совершение обетов (vrata), проведение огненных жертвоприношений (homa), соблюдение целибата (brahmacarya), оказание почтения гостям (param-atithi-vratam), контроль ума (dama), отсутствие привязанности (rāga) и неприязни (dveṣa), иллюзии (moha), жадности (lobha) и гнева (roṣa), обладание мудростью (pratibhā) и красноречием (vacana), пониманием (vijñāna) и способностью контролировать себя (upadhāraṇa-śakti)

Аиндра (aindra) – подобный Индре Могущество (aiśvarya), авторитетная речь (ādeya-vākya), совершение жертвоприношений (yajña), отвага (śūra), энергичность (ojas), способность оказывать влияние на других (tejasopetam) и неустанная деятельность (akliṣṭa-karma), дальновидность (dīrgha-darśa), привязанность к выполнению долга, процветанию и правильному наслаждению (dharmārtha-kāmābhirata)

Ямья (yāmya) – подобный Яме Следование предписаниям (lekhāstha-vṛtta), действие в подходящее время (prāptakāra), неуязвимость (asaṁprahārya), расторопность и хорошая память (utthāna, smṛti), способность достигнуть чего-либо (aiśvarya-lambha), свобода (vyapagata) от привязанности (rāga), стремления причинить вред (irṣyā), ненависти (dveṣa) и иллюзии (moha)

Варуна (vāruṇa) – подобный Варуне Смелость (śūra), терпение (dhīra), чистота (śuci), отвращение к нечистоте (aśucidveSa), совершение жертвоприношений (yajña), любовь к отдыху в воде (ambhovihāra-ratim), неустанная деятельность (akliṣṭa-karma), своевременный гнев и милость (sthāna-kopa-prasādaṁ)

Каубера (kaubera) – подобный Кувере Обладание положением, высокой самооценкой (sthāna-mānopabhoga-parivārasaṁpanna), постоянное выполнение долга, стремление к процветанию и наслаж- дению (dharmārtha-kāma-nityaṁ), чистота (śuci), комфортная жизнь (sukhavihāraṁ), проявление гнева и милость (vyakta-kopa-prasādaṁ)

Гандхарва (gāndharva) – подобный Гандхарве Любовь к танцам, пению, игре на музыкальных инструментах, каламбурам, по- эзии, прозе и различным эпическим повествованиям (priya-nṛtya-gīta-vāditraullāpaka-ślokākhyāyika- itihāsa-purāṇeṣu), а также умение в их исполнении (kuśalaṁ). Использование парфюмерии, гирлянд, ароматических паст, красивой одежды (gandha-mālyānulepana-vasana). Постоянное желание общения с женщи- нами и развлечений (strī-vihāra-kāma-nityam), нежелание выискивать недостатки в других (anasūyaka)

Шесть Раджастика-типов Пракрити

Асура (āsura) – подобный демонам (асура) Смелость (śūra), жестокость (caṇḍa), выискивание недостатков (asūya), могущество (aiśvarya), лицемерие (aupadhika), гнев (raudra), отсутствие жалости (ananukrośa), возвеличивание себя (ātmapūjaka)

Ракшаса (rākṣasa) – подобный демонам-людоедам Нетерпимость (amarṣa), постоянный гнев (anubandha kopa), нанесение ударов в самые болезненные точки (chidra-prahāra), жестокость (krura), вкус к перееданию (āhārātimātra-ruci), обожание мясной пищи (āmiṣa-priyatama), вовлечённость в длительный сон и приложение чрезмерных усилий (svapnāyāsa-bahulam), нетерпимость к успеху других (īrṣyuṁ)

Пайшача (paiśāca) – подобный привидениям Обжорство (mahāśana), желание интимной близости с женщинами (strī-rahaskāmam), отсутствие чистоты (aśuci), нелюбовь к чистоте (śuci-dveṣa), страх (bhīru), наведение страха на других (bhīṣayitāra), склонность к неправильной диете и поведению (vikṛta-vihārāhāraśīla)

Сарпа (sārpa) – подобный змеям Смелость в состоянии гнева и трусость в прочих обстоятельствах (kruddha-śūra akruddha-bhīru), причинение страданий другим (tīkṣṇa), выполнение чрезмерной работы (āyāsa-bahula), страх там, где он появляется (saṁtrasta-gocara), любовь к еде и развлечениям āhāra-vihāra-paraṁ)

Прайта (praita) – подобный духам предков Любовь к еде (āhāra-kāma), поведение, приносящее другим страдание, скверный характер и руководство (atiduḥkha-śīlācāropacāram), выискивание недостатков (asūya), нежелание делиться с другими (asaṁvibhāgina), жадность (atilolupa), не- желание трудиться (akarmaśīla)

Шакуна (śākuna) – подобный птицам Сильная привязанность (anuṣakta-kāma), погружённость в чревоугодие и развлечения (ajasram āhāra-vihāra-param), непостоянство (anavasthita), нетерпимость (amarṣaṇa), отсутствие склонности запасать что-либо (asaṁcaya)

Три Тамасика-типов Пракрити:

Пашава (pāśava) – подобный животным Невыполнение долга (nirākariṣṇum), отсутствие разума (amedhasa), отвратительное поведение и пища (jugupsitācārāhāra), чрезмерная сексуальная жизнь (maithuna-para), чрезмерный сон (svapna-śīla)

Матсья (mātsya) – подобный рыбам Трусость (bhīru), отсутствие разума (abudha), обжорство (āhāra-lubdha), непостоянство (anavasthita), сильная привязанность (anuṣakta-kāma), гнев (krodha), склон- ность к странствиям (saraṇa-śīla), любовь к воде (toya-kāma)

Ванаспатья (vānaspatya) – подобный растениям Лень (alasa), погружённость исключительно в чревоугодие (kevalam-abhiniviṣṭam āhāre), отсутствие разума и физической активности (sarva-buddhy-aṅgahīn.

Мои мысли

Очень интересная классификация, она даётся в Аюрведическом источнике Чарака-самхите, хотя существует бесконечное множество типов психики, можно выделить 16 основных. Данная классификация даётся для выбора правильного лечения разных пациентов. 

стих из Бхагават-Гиты
Божественные качества ведут человека к освобождению, а демонические обрекают на рабство. Тебе, о сын Панду, не о чем беспокоиться, ибо ты от рождения наделен божественными качествами.

Очевидно что психическая конституция даётся человеку от рождения, Кришна это в Гите подтверждает. Не знаю до самой смерти она у человека остаётся и может её можно изменить. Может кто-либо встречал подобную информацию в текстах по Джйотиш?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если по карме положено получить хорошое образование, это не отразится на психической конституции?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...