Перейти к содержанию
  • записей
    7
  • комментариев
    40
  • просмотра
    44 744

Дивали и «Пахтание океана»


Сарпас

1 217 просмотров

Дивали (Дипавали – dipa. досл. перев. лампадка).  Дипавали один из известных праздников Индии. Так же известен под другим именем – «Фестиваль огней». Который символизирует собой победу духовного огня/света над тьмой и невежеством. Согласно легенде происхождение праздника берет свое начало в период правления Рамы, по другой версии данный праздник восходит к совсем давнему периоду появления на свет ЛакшмиМа при пахтании океана. Уместно будет отметить, что разные «школы» (сампрадаи) приводят в защиту своих версии различные доводы. В настоящее время они все могут быть условно разделены на две категории – астрономические и пуранические.

Суть первой группы доводов в сопоставлении соответствующих управителей планетам. При циклическом движении планет по небу Солнце (Рама в поисках Ситы) ослабевает в Весах, месте усиления Сатурна (Раваны). При этом Марс (Хануман) способен разрушить падение Сурьи (ничабханга) и экзальтирует в месте правления Сатурна (Хануман проявляет военную доблесть при захватывании о.Ланка – в земном Козероге). При этом соединение Луны (Сита найдена) и Солнца приводит к окончанию месяца Ашвини символически связанного с временем ослабления последней грахи.

Вторая группа доводов сводится в достаточно близком составе действующих лиц легенды про «Пахтание океана» и посвященных им праздников (пудж). Справедливости ради, необходимо отметить, что фестиваль длиться пять дней кряду. Во время этого периода празднуются следующие праздники (некоторые из них дублируются в разных регионах и/или заменяются один другим).

1.      Говатса Двадаши 12 титхи (пуджа священной корове; Васу Бара)

2.      Трайодаши 13 титхи (рождение Данвантара; поклонение Яме – лампадки зажигаются вне дома – дань культу предков; поклонение Кубере и Лакшми – рекомендовано после захода солнца с фиксированных знаком в лагне; пуджа Кали и Хануману)

3.      Чатурдаши 14 титхи (поклонение Кали; Дипавали в Тамилнаду)

4.      Амавасья (Лакшми пуджа; Дивали пуджа – в честь возвращения Рамы; Шрадха пуджа и тд – в целом возвращение Рамы и празднование в честь Ямы за день до амавасьи дает празднующим отсылку к образу «умирающего (изгнанного) и воскресающего (возвращение) Бога». К культу «загробного» мира нас также отсылает «синекожие» Божества (Вишну,Кришна), как и зеленый цвет кожи Рамачандры)

5.      Пратипат 1 титхи (Говардан вчесть победы на Индрой; Бали поклонение – в данном случае эти праздники отсылают нас в подземному миру и элементу земли)

В разных регионах могут добавляться различные празднования поэтому список в данном случае не полный.

Однако сравним с плодами пахтания океана хотя бы в первом приближении перечисленные в пуранах плоды:

1. яд Халахала 2. Корова Камадхену 3. Божественный конь Бали 4. слон Айравата Индры 5.драгоценный камень Вишну 6. дерево исполняющее желание 7.апсары 8. Лакшми

9. Варуни 10. Данвантар

Теперь мы можем сопоставить этот список с упоминанием (отнюдь не полным) действующих лиц: священная корова, Данвантар, Лакшми, Бали, Индра (все они связаны с водой или подземным миром)…а так же Кали, Хануман, Кришна. Можно предположить, что перечисленные дары, так или иначе не имеющие своей «воли» не представлены в списке празднований (драгоценный камень, священное дерево, яд Халахала, апсары, Варуни).

Тем не менее, можно сделать обоснованное предположение об изначально «водной» природе празднования Дивали, на которое в последствии были наслоены «пуранические» объяснения, как и добавлены пуджи в честь действующих персонажей из Махабхараты.

Совершенно неочевидным в данном случае остается причина использования не воды, а элемента огня при праздновании Дивали. Однако она становиться понятной в свете, того что в самхитах Воды почитались как «матери» Огня, что возможно еще раз отсылает нас к «культу предков» как и пересекается по смыслу с культом «аватар».

Небесный огонь – ослаблен (солнце в падении), воды - символ нижнего мира, порождающие огонь земной . Таким образом празднующие как бы утверждают «Бог исчез на небе – что бы родиться среди нас».

  • Upvote 1

3 Комментария


Рекомендуемые комментарии

Спасибо, интересно.

Мне кажется, что  Hamsa  здесь тоже права в своих россуждениях:

Цитата

"Дивали праздник победы света над тьмой.Сурья(найсаргика-атма-карака) полгода двигавшийся к знаку падения,пройдя его, начнет двигаться к своей экзальтации.До амавасья в Тула и карака манаса Чандра с каждым днем слабеет, таким образом образом амавасья в Тула - точка наивысшего невежества, тьмы, время людям поддержать свет - для этого и тысячи дип, и катхи о победе света. Шубх Дивали всем!"

Я заметила еще, что в славянских традициях приблизительно на это время также проводились праздники, где традиционно на улицах разжигались котстры и люди прыгали через них (это поддерживает ту же тему - очищение огнем). И Еще в евейский Новый год (Рош ха-Шана Рош ха-Шана), который припадает на начало октября, традиционно принято зажигать повсюду свет,  в том числе и свечи.

Ссылка на комментарий

@Vasilisa - По хорошему конечно можно согласиться с любой позицией. Однако есть сложности  - связаны они со временем датировки "заимствования" конструкции 12-частого деления неба на Раши. Таже Тайтирия брахмана перечисляющая накшатры, содержит ли упоминания про Раши? (как думаете?)))) Вот и я о том же.

Прибавьте трехчастное деление мира индоевропейских народов. Полагаю, в астрологии объяснение необходимо искать в последнюю очередь (позднее время). Самое ранее объяснение по всей видимости архетипическое (см. Рисунок).

Рисунок1.jpg

Чего не хватает на рисунке? Правильно - Мирового древа (столба, Индры, третьего шага Вишну, третьего огня Агни, Игдрасиля).

Кстати вспомненный Вами Хелоуйн - все тот же праздник плодородия - поклонение Воде и Земле. В позднее время "опороченный" как нечестивый. Да и вообще "западная" культура достаточно долго гнобила все телесное, а потом еще и индусов с китайцами "пыталась этому научить"))))

Ссылка на комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
×
×
  • Создать...