Перейти к содержанию
Авторизация  
  • записей
    7
  • комментариев
    39
  • просмотра
    2 383

Щедрый и скупой как прообразы правды и беззакония в Ригведе

Авторизация  
Сарпас

937 просмотров

Ранее мы уже обсуждали такую специфику древних текстов как мифопоэтическое сознание. Читателю вкратце напомним некоторые существенные качества данного вида сознания (в отличие от логического). 1 - действие в мифопоэтическом сознании происходит всегда в настоящем или преимущественно в настоящем времени, 2 каждый персонаж занимает одновременно две дуальные пары, охватывая собой все антитезы, и 3 основа события поддерживается «совершенным действием». В призме перечисленных качеств и необходимо рассматривать «писание», иные попытки произвести «логический анализ» будет приводить к «фрагментарному» пониманию сути Вед.

Итак, многочисленные в настоящее время «ведийские» течения крайне редко касаются темы «первичного мифа» идноариев, а также того почему древние были так заинтересованы в проведении ритуала. Несмотря на «интерес» к теме, проблема очень редко обсуждается в Рунете. Эта тема становиться более прозрачной, если рассмотреть ее под несколько другим углом.  Наверно читатели знакомы с одним из основных мифов Ригведы – миф борьбы Индры с Вритрою (от слова - покрывать). Суть его заключается в том, что Вритра совершает запруду, не давая течь водам, наживая тем самым себе врага в лице Индры, который пробивает его «молнией-важдрой». Вритра повержен, закон мира восстановлен, воды рек могут течь беспрепятственно.

Мандала 1, сукта 32, ричас  1-2

Индры героические деяния сейчас я хочу провозгласить: Те первые, что совершил громовержец, Он убил змея, он просверлил (русла) вод, Он рассек недра гор.
Он убил, змея, покоившегося на горе. Тваштар ему выточил шумную дубину.
Как мычащие коровы, устремившись (к телятам), Прямо к морю сбегают воды.

 Похожий на этот миф также и миф о «заточенных коровах-зорях» путь, которым закрыли горой и не выпускали демоны Пани (дослов. скупой). Его еще называют мифом «Вала» (досл. скрывающий). По разным версиям скала закрывающая выход – проломлена певцами силой песни, или Индрой с Брихаспати. Ограничивающая преграда сломлена, демон повержен, коровы-зори вновь разбрелись по небу.

В данном случае нам для понимания необходимо обсудить несколько качеств «плохих» персонажей, а так же обсудить одну черту ригведийских текстов, зачастую непонятную «неоиндуисту». Начнем со второго, во многих суктах (гимнах) Ригведы звучат призывы к богам подкрепить силой, наделить широким пространством, выпрямить, напитать, даровать тысячи поддержек и тд и тп. Подобные призывы не являются просто тягой к материальным благам (вопреки несправедливым упрекам), но полноценно трактуются в рамках конструкции «совершенного действия». Под совершенным действием понимается в частности такое действие, которое направленно на поддержание порядка вещей (Рта; Рита), при этом совершенное действие «управляемое в совершенстве». Проще говоря порядок вещей – динамическая (а не статическая категория) так как предполагает следственно причинные ряды событий, напоминающие собой поток реки. Всякий, персонаж который выступает как преграда на пути подобного потока вещей (не дает водам течь, не дает зорям разгораться и тд) воспринимается как анрита (неправда, ложь) и наделяется качествами «злодея». К подобным качествам так же относится и жадность, скупость и их синонимы (узость, согнутость и тд). В одном из гимнов к Индре автор использует эпитет «скупой» - пани, как мы уже поняли название демонов.

1.33.3

Сгребая себе много добра, о Индра,
Не будь скупым к нам, о возросший!

 

Щедрый поддерживает закон мира (сам мир), жадный препятствует ему. Обильное количество гимнов содержит призыв покарать «жадину». Приведем лишь некоторые из них.

1.64.3

Юные Рудры, нестареющие, убивающие скупца,
(Сами) лишенные скаредности, выросли, как горы,
1.84.8

Властвуя беспрепятственно, (тот), в самом деле, Индра.
Когда скупого смертного Он пнет ногою, словно гриб?   ))))

 

1.120.12

Поэтому я забываю (дурной) сон И скупого богача.
Оба они пропадают рано утром.
1.124.10

Пробуди дарителей, о щедрая Ушас!
Пусть скупцы спят непробудно!
Воссвети щедрым богатство, о щедрая,
Богатство – певцу, (ты,) великодушная (и) пробуждающая!

 

1.150.2

Отдельно (я держусь) от некрепкого, (хоть и) богатого,
Скупого даже при жертвенном возлиянии,
Безбожника, который никогда не продвинется вперед.

1.182.3

Пройдите мимо! Состарьте жизненное дыхание скупца!
Создайте свет речистому поэту.
1.184.2

У нас наслаждайтесь хорошенько, о два быка!
Вышвырните скупцов!

Таким образом, причина данной битвы отнюдь не принадлежность Индры и Вритры к разным «категориям» асуров и девов. Тем более, что первый одновременно попадал в обе группы. «Грех» Вритры был в жадности, жадность по видимому была также синонимом анрита, в том числе так как препятствовала «исполнению» чужой природы – воды не могли течь. Индра в данном месте выступает именно как жертвователь, податель и «щедрый», а потому божественный персонаж.

В подобных рассуждениях необходимо искать корень течений восхваляющих «бескорыстное служение», «карма-йогу» и тд. Ритуал в данном случае – являет собой символ проявления щедрости, а следовательно должен быть расценен как процедура поддержания мироустройства. Как бы анекдотично это не было но, ежели бы Багават-гита была написана в период кодификации Ригведы, то весь ее текст мог бы уместиться в одной фразе: Аржуна спрашивая Кришну – о долге и предназначении получил бы в ответ – «Не будь жадиной».

В свете всего перечисленного, можно говорить, о том, что в тексте Ригведы прообразы Щедрого и скупого так или иначе соотнесены с понятием Rta.

  • Upvote 2
Авторизация  


5 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Сарпас, давно хотела спросить, вы знакомы с Тайной Веды Шри Ауробиндо?

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

@Hamsa - напомните, что-то знакомое. Возможно когда то знакомился с ее содержанием. Что в этой книге такого, что привлекло ваше внимание?

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

В этой книге Шри Ауробиндо приводит свою интерпретацию образов Вед, также отличную от классической концепции эпоса и ритуальных песнопений. Он использует в т.ч. многозначность слов и особенности грамматики санскрита, свой духовный опыт, выстраивая оригинальную и довольно целостную картину скрытого смысла Вед, на примере именно Ригведы..также там есть разбор некоторых неточностей перевода Саяны и альтернативный перевод нескольких гимнов..полагаю, вам это может быть интересно.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

также возможно и вот эта работа пригодится в ваших поисках, если Шри Ауробиндо вдруг покажется слишком "мифотворческим" )) - Семененко А.А. Шри Ауробиндо и академическая ригведология: непреодолимая пропасть или скрытое заимствование? (Историографический этюд)

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Ознакомился с "трудами" Семененко - слишком много "новаций". Его как я понял, даже академическое сообщество по ряду вопросов просто не признает. Ряд положений, что он "опубликовал" имеет слабые доказательства или вообще не имеет оных.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...