Перейти к содержанию
  • записей
    7
  • комментариев
    40
  • просмотра
    44 744

Образ мировых вод и культурные наслоения в ведийской традиции.


Сарпас

1 039 просмотров

रस्वति मतजि नम:

Образ мировых вод и культурные наслоения в ведической традиции.

Сегодня Сарасвати пуджа и было решено обсудить очень деликатный вопрос про культурные наслоения – суть которого в изменении или «переворачивании» смысла некого древнего мифа (образа) под реалии более современного общества. Подобные вещи не редкость и случаются с завидной периодичностью почти во всех религиозно-философско-космологических традициях.

Однако перейдем к одному из самых старых сборников – Ригведе.

В данном сборнике часть гимнов посвящены – мировым Водам. Одно из имен которых (гидроним) – Сарасвати, в более позднем культурном наслоении ставшей богиней учености и женой Брахмы. К гимнам о мировых водах так же можно отнести гимны посвященные непосредственно к Апас, а так же к Варуне и ТретаАптья (досл - третий водный), но самые примечательные гимны другой группы – посвященные борьбе Индры с Ахи. Второй персонаж назван змеей (Ахи) не случайно – здесь прослеживается древний архетип связанный с водой и змеями (нижними мирами). Ахи имеет еще одно известное прозвище – Вритра (одно из значений происходит от слова сдерживать, сковывать), еще более тесную водную связь можно проследить в имени его матери – Дану (что переводиться как водная, у славян – Дон, Дунай, Днепр тоже восходят к некому предковому корню –Дн, указывающему на водный объект).

Не лишним будет отметить, что по одной из версий Индра тоже восходит к водным началам – его мать описываться как туча Пришни (пятнистая). В целом гром и тучи проявления «небесной водной стихии» - верхней воды. Ахи по такому случаю можно определить как поверхностные воды – сковываемые зимой или уходящие во время засухи, а Дану – глубинные мировые воды.

В таком случае если все три персонажа связанны так или иначе с водами, стоит задаться вопросом в чем причина и когда возник миф – противопоставляющий Индру и Ахи с Дану. Обоснованно предположить, что «смысловой слом» произошел в уже поздний момент кодификации Риведы (смысловое наслоение) в том числе связанный с социальными изменениями.

Примечательно, что Индра имеет «мужское кончание» - а, но Ахи имеет окончание –и преимущественно встречающееся в словах женского рода. Подобные окончания можно встретить например в дуальных парах Дева(бог)-Деви(богиня), Яма-Ями(брат и сестра), Дьяуса (небо) и Притхви (земля). Сюда же резонно напрашивается пара Индра-Ахи – как некая еще не противопоставленная двойная сила, относящаяся к мировым водам. Вьедливый читатель может задать вопрос про еще одну достаточно известную реку - Гангу. Полагаю, что этот гидроним исключение и возможно имеет "заковыристое происхождение". Множество других женских персонажей имеют классическое окончание для слов женского рода - Сарасвати, Махи, Притхви и тд. В целом функции и качества изначального мифа неоднократно перемешивались уже и в позднее время при написании упанишад и пуран, что уже само собой подразумевает отхождение от древнего образа установленного Ведами. Так например Пушан утратил часть своих функций которые были отданы Сарасвати, Варуна утратил часть функции небесного божества (равным образом как и Дьяус), а Сурья и Индра "отдали" часть функций и качеств Упендре (Вишну).

Отметим так же, что Ганга в Ригведе встречается сравнительно мало - всего один раз. Археологические исследования показали, что количество древних стоянок на берегах Ганги (не более 100) в разы меньше, чем на берегах Инда и высохшей к настоящему времени реке Сарасвати (более 400). Таким образом Ганга как "святая река индусов" появилась позже, в более ранние периоды "теряясь на фоне" Инда и Сарасвати. Хотя стоит отметить, что несколько "Ганг" есть и на территории России.

И Хотя делать выводы рано, однако можно предположить, что такое явление как «Ведическая традиция» неоднородна, не только с точки зрения происхождения той или иной «традиции-сампрадаи», но и времени происхождения ее культурных элементов (если обсуждать даже сами Веды), последний пункт отчасти перекликается со множеством «техник» в джйотиш.

продолжение следует...

  • Upvote 1

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
×
×
  • Создать...