Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Спасибо конечно.

Значит данное построение Бхава-Чалиты не верно.

У меня Гуру в Лагне - это точно.

Периоды тоже другие.

ГДЕ и КАК расположены Грахи можно отследить благодаря Нади.

В теме "Трактаты и Статьи", в самом первом посту я выложил работы Шри Пателя,

в которых он всё прекрасно объясняет, благодаря чему можно безошибочно узнать расположение Грах.

Уважаемый Acubens!

 

Я хочу изучить Бхава-Чалит. Нашла способы построения карты.Нашла способы изучения карты. Хочу изучить этот способ.

Это как в математике- есть условия задачи- (на данное воплощение), есть положение планет Есть вопрос на который надо ответить.

И как в математике есть несколько способов решить задачу- Ответ должен бчть одинаковым.

 

Для Кришнамурти Паддхати условия исследований отличаются от обычных.

Я их выполнила в ДХ:

Айанамшу изменила на Кришнамурти

Дома Плацидуса(Кришнамурти)

Начало первого дома Асцендент (вместо середина дома)

 Если Планета в 1-м доме имеет меньший градус, чем Лагна, естественно она переходит в 12-й дом.

 

Если использовать другую технику, то в способах "решения задачи" будут меняться способы и инструменты.

Лично я пытаюсь понять, как работают накшатры. Мне это интересно.

Оценку Раси с варгами никто не отменяет. 

  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 222
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Уважаемый Acubens!

 

Я хочу изучить Бхава-Чалит. Нашла способы построения карты.Нашла способы изучения карты. Хочу изучить этот способ.

Это как в математике- есть условия задачи- (на данное воплощение), есть положение планет Есть вопрос на который надо ответить.

И как в математике есть несколько способов решить задачу- Ответ должен быть одинаковым.

Это не совсем одно и тоже.

Тут нужно уметь смотреть вглубь.

Начало первого дома Асцендент (вместо середина дома)

 Если Планета в 1-м доме имеет меньший градус, чем Лагна, естественно она переходит в 12-й дом.

Так обычно считается в Западной Астрологии.

Если использовать другую технику, то в способах "решения задачи" будут меняться способы и инструменты.

Методов (способов) много, Вы правы, задача заключается в том, чтобы найти тот метод, который точней отображает действительность.

Например, согласно Классике, Раху во 2-м даёт шрам в районе рта, и действительно на губе у меня было рассечение,

шрама как такового не видно (благодаря другим показателям, тому же Гуру в Лагне в Дхану и аспекту Шкуры в Митхуне на Лагну)

но тем не менее, я то знаю, что шрам на губе есть, а значит Раху оказался во 2-м доме при моём рождении.

Это лишь небольшой пример, каким образом можно узнать правильное расположение Грах.

Не стоит брать на вооружение все методы, просто потому что получится "винегрет"

и Астролог в конце концов запутается, а следует брать то, что работает,

то, что отображает действительность.

Изучайте Классику, Вам это поможет всё расставить по своим местам.

В трактате "Джатака Таттва" есть достаточно много вводных.

Эта Работа есть у нас на форуме и даже была переведена на русский язык.

Исследуйте.

  • Upvote 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Смотрю только JH с стандартными настройками, сместилась только хора лагна в раси карте.


p.s. Из всей темы делаю вывод - чем проще систему используете, пускай и дающую общие результаты (пусть и приходится их допиливать с перепроверкой по нативу), тем лучше. Когда пытаешься ухватить журавля в небе, то только зря голову изводишь.


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видится мне , что правильное построение Бхава Чалит Чакры это взять начало бхавы как градус Лагны и прибавлять по 30 градусов от него( градуса Лагны) . .

В Джаганнатха Хоре такую Бхава Чалиту можно построить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Джаганнатха Хоре такую Бхава Чалиту можно построить?

Ув. Руфина!

На предыдущей странице я описала как построить  в ДХ карту.

Описала различия от построения стандартного и Бхава Чалит.

Якудзин! Ты не прав! Дома получаются не равные 30гр! В этом прямое отличие! 

Это Плацидус.( Айанамша Кришнамурти) 

В Индии почему строили на песке палочкой- потому что солнце вверху и никуда не смещается,светит как бы вертикально, а чем ближе к Полюсу, дома смещаются и Солнце имеет угол наклона. Это не экватор!

 Есть астрология Джаймини, есть западная, есть гамбургская, и тд.

В любой системе работают определенные техники, и только их надо применять, а не все в кучу,те закономерности, которые получаются при определенно заданных условиях. Следствия из определенно заданных характеристик приводят к выводам.

В Карте Бхава Чалит надо смотреть из сложившейся карты то ,что объясняют техники Кришнамурти.

В карте Раси стандартной техники Кришнамурти работать не будут.

Самое главное-соблюдать условия построения и делать по ним выводы, а от этого зависит результат. И как не парадоксально, вывод должен быть одинаковым.

Поэтому я углубляюсь дальше в индийскую  и накапливаю опыт.

  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Ни бхава-чалита любой системы ни раши-бхава не справятся с вот такой вот картой: Murmansk.jhd

 

Попробуйте добавить одну минуту ко времени :confuse:

Несколько замечаний в пользу куспида в центре бхава. Космос, планеты, это все природа, которая действует по своим законаам. Солнце, например, находясь в центре освещает все вокруг, оно не может светить на одну сторону, капля воды упавшая на землю формирует окружность с центра, так и куспид попавший на небосвод является центром бхавы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте Андрей , Вы рассматриваете Бхава Чалит - начало бхава - это  бхага (градус)  Лагны ? И прибавим 15 бхага к бхага Лагна -это центр 1й по Бхава Чалит ?

Лагна - это куспид. Добавляю вперед 15 и назад 15

  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Несколько замечаний в пользу куспида в центре бхава. Космос, планеты, это все природа, которая действует по своим законаам. Солнце, например, находясь в центре освещает все вокруг, оно не может светить на одну сторону, капля воды упавшая на землю формирует окружность с центра, так и куспид попавший на небосвод является центром бхавы.

 

Вы не наблюдательны. Зерно прорастает вверх, а не в обе стороны. Камень падает вниз, или, если брошен, то летит вперед, а не в обе стороны одновременно. Рассмотрите куспид как корень дома и все станет на свои места. Праобраз куспида, Лагны к примеру, это граница света и тени. А в своих рассуждениях Вы путаете границу с орбисом. Орбис распространяется во все стороны, да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не наблюдательны. Зерно прорастает вверх, а не в обе стороны. Камень падает вниз, или, если брошен, то летит вперед, а не в обе стороны одновременно. Рассмотрите куспид как корень дома и все станет на свои места. Праобраз куспида, Лагны к примеру, это граница света и тени. А в своих рассуждениях Вы путаете границу с орбисом. Орбис распространяется во все стороны, да.

Но согласитесь, свечение Солнца имеет куда большее значение чем падения камня и т. д. Солнце и вода это две самые главные вещщи которые поддерживают жизнь.

 

Скажем так. Допустим планета в 5 градусах позади Асцендента, в одном случае эта планета будет в 12-м доме, в другом - она будет в первом доме. Если она будет в 12-м доме, то получается эта планета не влияет на первый дом, но разве она не будет влиять находясь в 5 градусов от лагны? Конечно будет. Потому рассматривать эту планету в первом доме, более логично.

  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут уже писалось, что Лагна, это граница света. А сколько всего  хнаков зодиака видно на небе в момент рождения и зависит ли это число от положения человека на земном шарике?


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но согласитесь, свечение Солнца имеет куда большее значение чем падения камня и т. д. Солнце и вода это две самые главные вещщи которые поддерживают жизнь.

 

Дело не в важности, а в принципе согласно которому образуются куспиды домов. Праобраз любого куспидов - горизонт. Отсюда мы получаем Аsc (Джамна Лагну). А горизонт - это граница отделяющая свет от тени и видимое от сокрытого. Солнце же это не граница, а тело. Отсюда и принципиальная разница.

Пассажа про воду поддержание жизни в контексте темы куспидов не понял вообще.

 

 

Скажем так. Допустим планета в 5 градусах позади Асцендента, в одном случае эта планета будет в 12-м доме, в другом - она будет в первом доме. Если она будет в 12-м доме, то получается эта планета не влияет на первый дом, но разве она не будет влиять находясь в 5 градусов от лагны? Конечно будет. Потому рассматривать эту планету в первом доме, более логично.

 

Все правильно, планета позади Asc, если она недалеко, будет влиять на Asc. То есть находясь в 12 будет влиять на первый. Но в даннос случае Вы путаете орб влияния планеты и орб влияния куспида. У планеты орб есть, поскольку это тело распространяющее свет. Орб, собственно, это и есть световая сфера тела. А у куспидов и других точек не являющихся телами световых сфер нет. Поэтому планета влияет на куспид, а куспид на планету нет. 

Тут уже писалось, что Лагна, это граница света. А сколько всего  хнаков зодиака видно на небе в момент рождения и зависит ли это число от положения человека на земном шарике?

 

Плоскость горизонта - это большой круг небесной сферы. Эклиптика - это так же большой круг небесной сферы. Большие круги отличаются от малых тем, что делят сферу точно пополам. Следовательно при пересечении друг с другом они так же будут делить друг друга точно пополам. И поскольку наблюдатель всегда расположен в центре небесной сферы, то где бы он не находился на земной поверхности число градусов эклиптики под горизонтом будет равно числу градусов эклиптики над горизонтом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С другой стороны будет правильно если Солнце восходит на куспиде 1-го дома, полдень - Солнце на куспиде 10-го, и закат на куспиде 7-го дома, так более естественно. Так же справедливо то что, 1 - 7 дома - ночь, а 7 - 12 день. Так в момент рождения, планета, которая в первом доме не видна на небе, даже если она в 5 град. от Асцендента, в то время как планета в 12-м доме будет видна на горизонте, наверное, так должно быть и в гороскопе, и в данном случае неравнодомная система предпочтительней.


 


Но опять же возникает проблема за полярным кругом, где Солнце может месяц не появлятся, получится, что гороскоп будет состоять только из семи домов, да и в равнодомной также, и в знак=дом, что делать в таком случае? Взять тот же самый Мурманск http://www.vedic-astrology.ru/forum/index.php?showtopic=1903&page=5#entry51075, попробуйте в JH разные домные системи и покрутите время туда сюда.


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Но опять же возникает проблема за полярным кругом, где Солнце может месяц не появлятся, получится, что гороскоп будет состоять только из семи домов, да и в равнодомной также, и в знак=дом, что делать в таком случае? Взять тот же самый Мурманск http://www.vedic-astrology.ru/forum/index.php?showtopic=1903&page=5#entry51075, попробуйте в JH разные домные системи и покрутите время туда сюда.

 

На самом деле, с горизонтом особых проблем нет. Домов все равно 12, так как не в зависимости от того, будет ли восходить или заходить солнце и другие тела, половина эклиптии все равно будет над горизонтом, и горизонт все равно будет отделять видимое от невидимого.

В высоких широтах проблема с меридианом, а точнее - с куспидом 10 дома в неравнодомной системе. Потому что, определенную часть времени (чем ближе к полюсу тем большую) куспид десятого дома будет формироваться в знаках находящихся под горизонтом, т.е. 4 и 10 дом будут меняться местами, что с мировозренческой точки зрения является нонсенсом. Выходят из этого положения несколькими способами.

Способ первый - самый распространенный, но самый, на мой взгляд, слабый. Это так называемая равнодомная система от Mc. Определяется место пересечения меридиана с эклиптикой, а Асцендент от него откладывается ровно в 90 градусах по ходу знаков. Естественно Асцендентом, как основным сигнификатором карты в этой системе и не пахнет, а основным сигнификатором становится Середина неба.

Второй способ, более предпочтительный. Равнодомная от Asc, родная и знакомая система для многих Джйотиши. Определяем истинный Асцендент, а остальные дома откладываем от него как обычно.

Третий способ - самый редкий, но самый, на мой взгляд, перспективный для высоких широт. В поисках Асцендента отталкиваемся не от плоскости горизонта, а от плоскости первого вертикала. Пересечение первого вертикала с эклиптикой и принимаем за куспид первого дома, пересечение меридиана, соотвественно - за куспид десятого. Остальные дома откладываем "дольками" принимая за ось домов не полуденную линию, а ось зенит-надир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это уже настолько избитая и обговоренная веками тема - квадрантные системы домов - НЕ РАБОТАЮТ в приполярных и полярных широтах обеих полушарий Земли,  что ещё здесь добавить  или убавить?


 


Равнодомные системы домификации карты - универсальны  для любых широт на Земле, ну а для полярный и приполярных широт - они пожалуй единственное, что  может быть предложено.


 


Да, и на будущее - Здесь в ходе обсуждения была некая путаница понятий и школ. Так вот - Бхава Чалит это карта гороскопа постоенная в системе квадрантной домификации. 


 


Система домов Плачидо Тити в сидерическом зодиаке, используется в школе Кришнамурти паддхати.


 


Астрология Шрипати также использует  неравнодомную домификацию гороскопа, но  -  это уже совсем другая опера, так сказать, где свои методы и правила. Аналог системы Шрипати был также известен на западе, как домификация - Порфирия (не путать с Порфирием Ивановым, он тут ни при чём).


 


Стоит напомнить читателям форума, что  в  Хора Шастре (Парашара?) описывает именно - квадрантную - неравнодомную систему домификации. Если вы внимательно читали данное им описание определения времени пренатальной эпохи, то вы поймёте, что там говорится о неравнодомной карте. Ну и по ходу описаного там (в Хора Шастре) расчёта домов по формуле - то и там также именно эта неравнодомная система всплывает.


 


По времени возникновения - домификация Шрипати - древнее системы Плачидо Тити (Плацидус), но это однако не означает, что во времена того же Шрипати не были известны более ранние аналоги этой системы, которая намного позднее в Европе была создана Плачидо Тити.


 


Не лишним будет упомянуть и такой факт - арабские и испанские астрологи средневековья - использовали в своей практике также сидерический зодиак,  и это при том, что им были известны методы тропической астрологии Птолемея. Ну это так, для расширения читательского кругозора.


  • Upvote 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо Вам -очень познавательно ! Но главный вопрос который меня интересует очень долго -Лагна -это начало или середина 1го дома 

 

 

 

Если принципиально, то Лагна - это то, что восходит первым над горизонтом, то есть видимое начало чего либо, само слово - Лагна или Лаган - то что восходит, поднимается и т.д.

 

В некоторых школах Лагну берут в качестве середины дома,  тогда как в других школах Лагну принимают за первый градус дома, то есть -  самое его начало.

 

Какую школу вы предпочтёте, так и сложатся у вас  взаимоотношения с Лагной.

  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Небольшое уточнение. Система домов Плацидуса не была создана им. Еще до Плацидуса эту систему описал Маджини, Плацидус же ее то ли "переоткрыл", то ли просто популяризовал. Дома в системе Плацидуса в строгом смысле домами не являются, поскольку сама система не проэктивная (кроме угловых домов) и промежуточные куспиды в этой системе легче расчитать, чем изобразить. Связано это с тем, что и Антонио Маджини и сам Плачидо де Тити использовали эту систему для расчета примарных дирекций, полагая, что именно ее описал Птолемей в своем Четверокнижии. Т.е. изначально эта система задумывалась как система динамического разворота карты используемая для прогноза, а не для описания. В связи с этим она долгое время была непопулярна среди астрологов как система домификации. Популярность же этой системы в современной астрологии связана с именем Джона Патриджа, который использовал ее в своей работе. И поскольку Патридж зарекомендовал себя среди современников как весьма эффективный астролог, его популярность спроэцировалась и на методы им используемые.


Споры насчет работоспособности квадрантных систем домов в высоких широтах ведуться, да. Но окончательный вердикт не вынесен, и по всей вероятности не будет вынесен никогда. Мало того, известны по меньшей мере две квадрантные системы созданные для высоких широт, одну из них, с первым вертикалом в качестве основной плоскости, описал в предыдущем сообщении. Некоторые астрологи настаивают на том, что в приполярных широтах хорошо зарекомендовала себя система Коха и пользуются только ей. Вобщем - дело школы, вкуса и практики.


Сидерическом зодиаком пользовались не только арабские астрологи, но и греческие. Греческие даже в большей степени. Но и том, и в другом случае это было скорее исключением, чем правилом. Западная астрология - это тропическая астрология.


  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Сидерическом зодиаком пользовались не только арабские астрологи, но и греческие. Греческие даже в большей степени. Но и том, и в другом случае это было скорее исключением, чем правилом. Западная астрология - это тропическая астрология.

Исключением говорите? Ну да, ну да ...

 

Штука в том вся, что зодиак у древних был неподвижен, зафиксирован по отношению к неподвижным звёздам, а не созвездиям неба.

Об этом писал Теон Александрийский (IV в) в своей работе о том - как перевести птолемеевские тропические координаты в координаты, которыми пользовались "древние" (по выражению самого Теона Александрийского) астрологи с учетом того, что за 128 лет до эры Августа (158 г. до н.э) точка весеннего равноденствия находилась в 8 градусах Овна и смещается со скоростью 1 градус за 80 лет. При этом он предполагал, что точка весеннего равноденствия колеблется вперед-назад (это колебание прецессии позднее также подтверждали и арабские астрономы). То есть по мнению Теона Александрийского - тропическая астрология Птолемея - не является древней и авторитетной, а иначе для чего  была такая нужда пересчитывать Птолемея в сидерические координаты, как у "древних" астрологов?

При этом разница между координатами в текстах и координатами в тропическом зодиаке для ранних гороскопов - положительная,  для более поздних отрицательная.  Р. Холден считает, что греки постоянно использовали именно сидерический  "александрийский"  зодиак,  для которого разница с тропическим зодиаком для 76 г. составляла 5 градусов 6 минут.

 

Теперь плавно от греков и римлян с халдеями переходим к арабам/евреям и школам Кастильи/Кордовы и Аль-Андалуса.

Гороскопы, приведенные в книгах  Сахла,  Машаллаха,  Абу Мащара  так же демонстрируют сдвиг координат планет от их положений в тропическом зодиаке.

Косвенно это подтверждает также Ибн Хибинта - говоря о том, что Машаллах использовал Шахский зидж, и сидерический солярный год.  Итак оказывается  - Машааллах для своих вычислениий использовал Шахский зидж.

 

Ага, вот и поговорим об этом Шахском зидже теперь.

Шахский зидж (Zij-i Shah) или  „Кралские астрономические таблицы” ( Zij-i Shahriyaran),  это единственные астрономические таблицы которые известны со времени до-исламского Ирана или точнее с Сасанидского периода. Считается что они были составленны во время  правления персидсого царя Бахрама V (420-439) и мы имеем сведения о версии с 450 года. Позднее другой Сасанидский царь - Хосров I Ануширван (531-579 г) велел астрономам сравнить астрономические таблиц в Алмагесте (Птолемей) с индийскими астрономическими таблицами Арканд-а (zij i-Arkand). Персидские ученные решили что индийские таблицы и методы более удобные и поэтому они сделали новую версию Шахского зиджа на основе таблиц Арканд-а. До наших дней дошла информация о версии от 556 года. Также сохранилась информация о позднем издание этого зиджа составленном в 630 году во время управления последнего персидского царя Йездигерда III (632-651). В 790 году арабский ученный Абу’л Хасан Али ибн Зияд ал-Тамими перевел Шахский зидж на арабский язык.

Ни персидская, ни арабская версия этого зиджа не сохранились. Но так как некоторые его части, комментарии или гороскопы составленные на основе этого зиджа сохранились у других авторов, то ученные успели восстановить основные параметры этого зиджа.  Шахский зидж включал в себе персидские,  греческие и индийские элементы,  но как указывает ал-Бируни методы и параметры этого зиджа в основном были индийские. Профессор Кенеди установил что Шахский зидж содержит в себе параметры, которы пришли из Сурья-сиддханты (Suryasiddhanta). Так как индийские таблицы были составленны на основе сидерического зодиака, то не удивительно что и Шахский зидж тоже основанный на сидерическом зодиаке.

 

Вот где-то так.

  • Upvote 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Небольшая историческая справка:

Многие астрономические и математические идеи индийцев оказали влияние на арабскую науку VII — первой половины VIII в., хотя прямое проникновение индийских математических и астрономических знаний относится к последней трети VIII в. «В 156 г. хиджры (т. е. в 773 г. — Г. Б.-Л.) из Индии в Багдад прибыл человек, весьма осведомленный в учениях своей родины. Этот человек владел приемом Синдхинд, относящимся к движениям светил и вычислениям с помощью синусов, следующих через четверть градуса. Он знал также различные способы определения затмений и восхода созвездий Зодиака. Он составил краткое изложение соответствующего сочинения. Халиф приказал перевести индийский трактат на арабский язык, чтобы мусульмане могли приобрести точное знание звезд. Перевод был поручен Мухаммаду, сыну Ибрагима ал-Фазари, который первым из мусульман приступил к углубленному изучению астрономии. Позднее этот перевод астрономы назвали Большим Синдхиндом» — так писал в своем биографическом словаре в XIII в. Абул-Хасан ал-Кифти. 

Ал-Бируни отмечает, что приезд индийского астронома Канка состоялся несколько ранее: в 771 г. он привез два сочинения индийского математика и астронома Брахмагупты. Ал-Фазари выполнил сокращенный перевод его двух сочинений и представил их в виде традиционных для мусульманской науки зиджей — таблиц с необходимыми пояснениями и рекомендациями. Перевод-обработка первого трактата был назван «Большой Синдхинд» в отличие от других обработок сиддхант Брахмагупты. 

По утверждению известного исследователя арабской астрономии К.Наллино, «Большой Синдхинд» настолько «прославился среди арабов, что они работали исключительно по нему вплоть до дней ал-Ма'Муна, когда начало распространяться учение Птолемея в сфере астрономических расчетов и таблиц». Перевод второго трактата Брахмагупты получил в мусульманской литературе название «Арканд». Это сочинение уступало по популярности первой работе, но и оно способствовало знакомству арабских ученых с античной астрономической традицией, проникновению индийских представлений о центре обитаемой Земли, о величине Земли и ряда других сведений. 

Переводами и обработками не ограничивалось знакомство с индийской математической традицией. На основании сведений, полученных от индийских ученых, посетивших двор халифа алМансура в 777—778 гг., багдадский астроном и математик Якуб ибн Тарик составил два трактата: «Строение небесных сфер»-и «Определение границ Земли и сферы», в которых, в частности, установил соотношение между индийскими и арабскими мерами длины, привел вычисленную индийцами величину окружности Земли — около 41 тысячи километров. Индийские научные традиции были развиты в работах Машалаха, работавшего с 762 по 809 г. в Ираке. Некоторые его сочинения дошли до нас на арабском языке, другие сохранились в переводах на латынь и греческий. Он был также знаком с сирийскими источниками, но наибольшее воздействие на него оказала наука сасанидского Ирана, откуда он узнал об индийской астрономии и математике. 

Огромный вклад в распространение индийской математики внес ал-Хорезми (787 — ок. 850 г.). В его трактате «Об индийском счете» впервые в странах ислама излагается десятичная позиционная система счисления с применением нуля, которая быстро получила распространение среди математиков. Трактат положил начало применению этой системы не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и в Европе: начиная с XII в. его латинский перевод был основным сочинением по практической арифметике. Ал-Хорезми подробно описал сложение, вычитание, умножение, деление и извлечение квадратного корня с помощью индийских цифр. Эти действия производились на специальной счетной доске, покрытой песком или пылью, чтобы легко было стирать использованные цифры, а на их место записывать новые. Такой способ вычислений был столь широко известен, что в ряде арабских стран даже сами индийские цифры, принявшие несколько иную форму, стали называть губар («пыль»). Способ выполнения арифметических операций был заимствован у индийцев вместе с системой нумерации; не случайно индийское название арифметики — патиганита переводится как «искусство вычисления на доске». 

Кроме арифметического трактата ал-Хорезми принадлежат трактат по алгебре, астрономические таблицы широт и долгот городов, сочинение о календаре. Все они носят следы индийского влияния, хотя включают элеметы как вавилонской, так и грекоримской науки. 

С индийской математикой связано немало сочинений в странах ислама: «Книга разделов об индийской арифметике» ал-Уклидиси, написанная в 952 — 953 гг. в Дамаске (в ней делается попытка введения десятичных дробей); «Достаточное об индийской арифметике» ан-Насави (ум. в 1030 г.), где имеется способ извлечения кубических корней; «Сборник по арифметике с помощью доски и пыли» ат-Туси (1201 — 1274), в котором дано описание извлечения корня любой степени из целого числа и т. д. 

Весьма заметным было влияние индийской математики на науку Западной Европы. Проникновение сюда индийско-арабских цифр началось не позднее Х в. через Испанию. Наиболее ранняя из дошедших до нас европейская рукопись, в которой приведены индийско-арабские цифры, датируется 976 г. С XI в. новые цифры все чаще встречаются в многочисленных рукописях, причем в начертаниях отмечались существенные различия. Огромное значение для дальнейшего развития математики в странах Европы имели переводы с арабского: благодаря им европейские ученые познакомились с научными достижениями индийцев. Особенно интенсивно переводы осуществлялись в XI — XIII вв., но изучение арабского наследия продолжалось и позднее. Выполненный в середине XII в. латинский перевод арифметического трактата ал-Хорезми послужил отправной точкой для появления множества арифметических сочинений, основанных на десятичной позиционной системе счисления. Новая арифметика получила развитие не только в Западной Европе, но и в Византии. Так, Максим Плауд (XIII — XIV вв.) одно из своих сочинений посвятил индийской арифметике. 

Кроме системы нумерации широко использовались зародившиеся в Индии арифметические, алгебраические, геометрические и тригонометрические правила. Ряд употребляемых ныне во всем мире специальных терминов — индийского происхождения (например, «цифра», «корень», «синус»). Санскритский термин, которым индийцы обозначали нуль — «шунья», был переведен арабами как «ас-сыфр»; в средневековой Европе слово cifra стало означать «нуль». Постепенно в XIV — XV вв. слово «цифра» стало применяться ко всем знакам от нуля до девяти. Индийцы именовали корень «пада» или «мула» (основание, сторона). Поскольку «мула» — это и «корень растения», арабские переводчики сиддхант передали этот термин словом «джизр», также обозначающим корень растения, в латинском переводе арабское название корня было передано словом radix, откуда и происходят наши термины «корень» и «радикал». Линию синуса индийцы называли «джива» или «джья» — «тетива». Переводчики транскрибировали его арабскими буквами «джиба», а так как в арабском краткие гласные не обозначаются и долгое «и» в слове «джиба» могло произноситься как «и», арабы восприняли это слово как «джайб» — «впадина» и соответственно на латынь этот термин был передан словом, имеющим то же значение.

 


"Древнеиндийская цивилизация" 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Наука. 
Бонгард-Левин, Григорий Максимович 

  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что ещё хочу добавить.


Если в индийской астрологии использовались не равнодомные системы, то в текстах интерпретаций должны быть указания как в таком случае определить кто становится управителей того или иного дома. Хоть ответ и очевиден, но наверняка они бы заморочились пропорциями и подсчётом баллов и раздела влияний планет на дом. Когда дом может быть разделён между разными знаками в неком соотношении.


 Насчёт восход - начало/середина дома, это в зависимости от того включаем ли мы в 1 дом подсознание, если да, то середина дома, если 1 дом, только конституция и то что мы точно знаем о себе, то нет. Но тогда в первый дом войдёт и лицо и зубы.


 Всё таки в индийской философии, а значит и астрологии рассуждения ведут от причин - положение грах в накшатрах и раси и меньше обращают внимания на следствия, где все может быть гораздо запутанней, чем знак=дом. 


 


Это кстати вообще различие восточного и западного мышления, которое более объектно ориентированно и материалистично нежели восточное. Наверное потому что Солнце таки восходит на востоке, а заходит на западе. Прошу прощение за банальность.


  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё насчёт домов. 


Где то читал что в жизни ребёнка очень важны первые часы, месяцы, годы жизни. Что вот в такие первые месяцы закладывается то то, в такие первые годы то то. И если накосячить в соответствующее время дальше будут проблемы с той сферой у человека, что в тот год или то время формировалось. В этом смысле дом возможно и имеет значение как часть суток после рождения. Первые сутки закладываются как матрица, которая потом разворачивается.


Просто предположение.


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исключением говорите? Ну да, ну да ...

 

.................................

 

Вот где-то так.

 

Ну да, именно исключеним ).

Павел Алекесандрийский в своем "Ввведении" при описании знаков приводит одинаковое время восхождения для Овна и Рыб, Водолея и Тельца и т.д., что как Вы понимаете категорически невозможно в сидерическом зодиаке.

Реторий Египетский в "Объяснении" пишет: "... они согласовали сезоны с тропиками, начиная от весеннего знака Овна." И далее: "Тропическими знаки называются так потому, что когда Солнце входит в них происходит изменение в воздухе ..."

Гефестион Фиванский, "Апотелесматика": Начало было положено в весеннем знаке Овна, потому что природа оживает, когда Солнце проходит от северного полушария к южному ..."

Теон Смирнский, "Изложение математических Предметов": "Под наклоном к ним лежит зодиак - большой круг, касающийся тропиков в противоположных точках, из которых летняя находится в Раке, другая же - в Козероге. Сам он делится кругом равноденствий пополам в Весах и Овне. По нему перемещаются Солнце, Луна и прочие планеты ..."

Клеомед, "Учение о круговращении": "Имеется так же наклонный круг зодиака, лежащий между тропиками и кругом равноденствий. Он касается тропиков в точке, а круг равноденствий разделяет на две части."

Фирмик Матерн в "Матезисе" при описании Овна: "Этот знак называется равноденственным или относящимся к солнцестоянию, потому что в это время день и ночь равны. Греки называют его "экваториальный тропик ... " и т.д., там еще много по этому поводу.

Порфирий в коментариях на Птолемея высказывается аналогичным образом.

По грекам пожалуй достаточно ).

С арабами вопрос посерьезней, но еще более наглядный.

Абу Маашар, "Краткое введение" (в "Большом" астрономическая часть еще более обширная): "90. Шесть из этих знаков прямые в восхождении -  это знаки от начала Рака и до конца Стрельца. 91. Шесть из них обратные в восхождении - это знаки от начала Козерога и до конца Близнецов. 92. Обратные в восхождении подчиняются прямым в восхождении по принципу совпадения продолжительности дня и ночи". И далее в том же духе, лень перепечатывать.

Аль-Кушчи, "Трактат об астрономии", гл. Третья: О восьмой и девятой сферах ..., большой теккст о принципах формирования зодиакального круга, непосредственно знаков и точек отсчета.

Аль-Бируни, "Книга вразумления...": "146. Что такое знаки зодиака? Если эклиптика разделена от начала точки весеннего равноденствия на 12 равных частей ..." Даже рисунок прилагается )).

Утверждение, что "зодиак у древних был неподвижен, зафиксирован по отношению к неподвижным звёздам ..." не соответсвует действительности, хотя конгечно смотря о каких "древних" идет речь и насколько они были "древними" ). Если речь о тех древних, которые на мамонтов охотились, то пожалуй соглашусь. Вместе с тем во всех известных мне работах как греческих, так и арабских авторов упоминающих о данной проблематике, говорится о прецессии именно в контексте того, что так называемые неподвижные звезды смещаются относительно зодиакальных знаков. В своей работе посвященной индийской науке, культуре и религии под названием "Индия", тот же Бируни, будучи великолепным знатоком Джйотиш, в главе "О лунных станциях" жестко полемизирует по поводу прецессии и ее влияния на знаки с Варахамихирой, по сути обвиняя последнего в незнании факта смещения звезд относительно знаков зодиака.

Перейдем к зиджам.

В каталоге Бируни вошедшем в "Канон Масуда" координаты звезд указаны в значениях долготы знаков тропического зодиака, сами знаки нумеруются от 0 до 11.

В самом "Каноне Масуда" Бируни приводит формулы расчета положений планет в значениях эклиптичесакой доготы отсчитаной от 0 Овна тропического зодиака. Подробней можно ознакомится в книгах 9;10 и 11 "Канона Масуда".

Возможно Аль-Бируни недостаточно древний (11 век), тогда оборатимся к зиджу Аль-Хорезми (9 век). Произведение, в контексте нашего обсуждения, довольно любопытное, так как является переработкой труда 8 века Аль-Фазали, который в свою очередь переработал одну из сидхантх. Изначально зидж Аль-Хорезми носил название "Малый Синдхинт" (искаженное от Сидхантха), что напрямую указывает на его источник. Кроме того, координаты средних положений планет и светил в этом произведении расчитываются на долготу индийского города Уджайна (в работе он называется Арин). И только позже, в 11 веке, некоторые формулы были пересчитаны арабо-испанским астрологом Аль-Маджрити на долготу Кордовы. В 12 веке переведен на латынь.

Так вот, в своей работе Аль-Хорезми дает формулы расчета координат плает от 0 градусов Овна. А 0 Овна определяет как точку с нулевым склонением. Главы 17, 24, 25, 26 и 26а. Занавес.

Могу привести еще пару десятков примеров неизбежно доказывающих, что греческая и арабская астрологии были тропическими, и сидерические штудиии, хоть и имели место быть, но носили характер исключения из общего правила.

Мне не известно ни одной работы, где бы приводились правила расчета сидерического зодиака и указывалась какая либо из неподвижных звезд в качестве точки отсчета. На этом предлагаю перестать выдавать желаемое за действительное.

На "тропичности" астрологических концепций построены многие фундаментальные техники западной астрологии, в том числе описания заков и их взаимоотошений. 

Кроме того, западная астрология никогда не существовала сама по себе, а входила в единый комплекс знаний наряду с математическими науками, музыкой (гармоникой), оптикой и географией (учение о климатах). В связи с последним тропическая ориентированость эклиптики играла критическую роль. Примеры приводить не буду, при желании каждый найдет самостоятельно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Изначально зидж Аль-Хорезми носил название "Малый Синдхинт" (искаженное от Сидхантха), что напрямую указывает на его источник. Кроме того, координаты средних положений планет и светил в этом произведении расчитываются на долготу индийского города Уджайна (в работе он называется Арин). И только позже, в 11 веке, некоторые формулы были пересчитаны арабо-испанским астрологом Аль-Маджрити на долготу Кордовы. В 12 веке переведен на латынь.

Так вот, в своей работе Аль-Хорезми дает формулы расчета координат плает от 0 градусов Овна. А 0 Овна определяет как точку с нулевым склонением. Главы 17, 24, 25, 26 и 26а. Занавес.

Могу привести еще пару десятков примеров неизбежно доказывающих, что греческая и арабская астрологии были тропическими, и сидерические штудиии, хоть и имели место быть, но носили характер исключения из общего правила.

Мне не известно ни одной работы, где бы приводились правила расчета сидерического зодиака и указывалась какая либо из неподвижных звезд в качестве точки отсчета. На этом предлагаю перестать выдавать желаемое за действительное.

 

 

 

Аль-Хорезми говорите? ну да, ну да ...

 

Сейчас будет много буков, но оно того стоит, уверяю вас - дорогой читатель.

 

 

В Зидже Ал-Хорезми (IXв) координаты планет представлены в сидерическом зодиаке (впрочем как и в более поздних Толедских таблицах, к слову о преемственности сидерической астрологии уже в ранне-средневековой Европе, а именно в  Испании и Аль-Андалусе, но об этом подробнее будет сказано не сейчас). Кстати, сам Зидж Ал-Хорезми издавался на русском языке, но, к сожалению, в русском переводе представлены не все таблицы, а в имеющихся таблицах есть купюры. В электронном виде (таблицы Excel) Зидж Ал-Хорезми можно скачать на сайте http://home.thep.lu.se/~larsg/Site/download.html , найдя там архив Astromodels. В данном архиве, кроме таблиц Ал-Хорезми, представлены и другие астрономические таблицы.

 

Как известно до наших дней дошло немало астрологических карт, и  датировкой этих карт занимались много ученых, но в основным на этой теме писали О.Нэйгебауер (O.Neugebauer) и Д.Пингри (D.Pingree).Сейчас,  когда астрологи и историки астрологии  дискутируют о  проблеме - какие были эти карты - сидерические или тропические(?), то в основном ссылаются на публикаций этих двух авторов. Но, как показал Дж.Х.Холден (J.H.Holden) в нескольких случаях Пингри ошибочно датировал эти карты. И вот  здесь я хочу сказать одну важную вещь, которую никто до сих пор не отмечал, а именно - я имею ввиду методику которую использовали эти двое ученых. Я считаю что их методика неправильная и сейчась попробую обьяснить почему:

1.Восстановление даты карт они делали на основе СОВРЕМЕННЫХ астрономических таблиц и моделей, а не на основе СТАРЫХ астрономических таблиц и моделей, то есть тех. которыми пользовались авторы этих гороскопов

2.Таблицы которые они использовали содержали систематические ошибки

3.Они не проверяли эти карты на двух зодиаках-на тропическом и на сидерическом для того, чтобы установить какой зодиак древные авторы использовали

А сейчась более подробно обо всем этом:

1.Таблицы которы они использовали были Таблицы Тэкермана (Bryant Tuckerman, Planetary, Lunar, and Solar Positions A. D. 2 to 649 at Five-Day and Ten-Day Intervals,стр. vii + 842, Philadelphia, The Αmerican Philosophical Society,1964). Таблицы были сделаны с помощи компютера в Watson Research Center корпорации IBM и по заказу и финансовой поддержкой Американского Философского Общества.

2.Но как оказалось позднее эти таблицы содержали систематические ошибки для позиции Марса, которые были исправленны в Приложение к таблицах Тэкермана(Μ.Α.Ηolden and F.R.Stephenson, A Supplement to the Tuckerman Tables, Memories of the American Philosophical Society, 170, Philadelphia, 1986).

3.Нэйгебауер, а потом и Пингри считали что после выхода Алмагеста и Подручных таблиц Птолемея и особенно после выхода Таблиц и Коментариев Теона Александрийского к Подручным таблицам Птолемея, греческие астрологи начали вычислять гороскопы с Подручных таблиц Птолемея и в тропическом зодиаке. Первое утверждение верно, но второе нет. Как показывает Александер Джоунс (Alexander Jones) греки использовали для своих вычислений Подручные таблицы Птолемея, которые как известно дают координаты планет в тропическом зодиаке, но потом они коригировали эти тропические координаты с поправкой для сидерического зодиака с помощи формул для трепидации (trepidation), которые дал Теон в своих Малых коментариях к Подручным таблиц Птолемея (Alexander Jones, Astronomical Papyri from Oxyrhynchus, 2 vols. Memoirs of the American Philosophical Society, vol. 223, Philadelphia: American Philosophical Society, 1999, стр. xii+ 368, 471).

Оказывается что только один современный канадский ученный, Александер Джоунс (см. выше), использует правильный подход для решения этой проблема. Для каждого гороскопа он дает:

-координаты планет согласно оригинального текста

-координаты планет согласно таблиц Теона

-координаты планет согласно современных моделях и програм

Так что есть все основания полагать,   что это единственный правильный метод, который  даст нам подлинную информацию в каком зодиаке работали древные. Для всех тех, кто интересуются этим вопросом - вот   базовая литература, которая нужна для этих вычислений:

1. James Evans, The History and Practice of Ancient Astronomy , New York, Oxford University Press, 1998

Самое хорошее, до сих пор, в мире теоретическое и практичесоке руководство для исследования древней астрономии. В нем много практических упражнений с помощью которых каждый может научится вычислять астрономические координаты согласно тому как это делалось древними астрономами и астрологами.

2.N. Ηalma, Commentaire de Theón d'Alexandrie sur les de l’Almageste de Ptolmée, Tables mannueles des mouvemens des astres, Paris, 1822, Tables manuelles astronomiques de Ptolmée et de Theón .II, III.Paris, 1823 и 1825

Очень хорошая книга с таблицами Теона для вычислений. Книга находится в Интернете на сайте Французкой Национальной библиотеки.

3. Theon of Alexandria, Le "Petit commentaire"de TheIon d'Alexandrie aux tables faciles de Ptolemee,commentary, edition, and trans. by Anne Tihon, стр. ii + 381, Rome, Biblioteca Apostolica Vaticana, 1978

Новое издание таблиц Теона с коментариями, так как прежнее издание этих таблиц от французкого аббата Халма 1825 года очень устарело.

 

 

И еще один важный вопрос.  Если греческие астрологи использовали сидерический зодиак, то какую эклиптику они использовали?  Так вот и на этот вопрос имеется ответ - они использовали вавилонскую эклиптику, которая фиксированная относительно звезд,  и в которой например Альдебаран (α Tauri) находится в 15˚ Телец. Об этой эклиптике первым писал Ф.Куглер (F. Kugler, Sternkunde und Sterndienst in Babel, II, Muenster, 1909), а затем  и  другой немецкий ученый П.Хубер в своей очень хороший статье на этой теме (P.Huber, Ueber den Nullpunkt der babylonischen Ekliptik, Centaurus 1958, vol.5, No.3-4, стр.192-208).

 

К вопросу о том - когда античные астрологи перешли из сидерического зодиака на тропическом зодиак? Оказывается, что в разных регионах это процес состоялся в разное время.

1.У греков первые карты, о которых уверено можем сказать, что они имеют тропические координаты, появляются в поздней античности - незадолго до 500 года н.э. Свидетельствами этого, например, являются карты Прокла (412г) и анонимная карта из Оксиринха (508 г). Все они продукт того влияния, которое уже начал оказывать Птолемей на своих потомков. С этими картами из Оксиринха связаннная еще одна очень интересная вещь: как пишет Александр Джоунс в своей книге „Астрономические папирусы из Оксиринхуса (Alexander Jones, Astronomical papyri from Oxyrchynchus, volumes 1 and 2, Philadelphia, 1999) греческие астрологи из Оксиринха использовали Подручные таблицы Птолемея, которые как известно дают координаты в тропическом зодиаке и потом с помощи формул, которые дал сам Теон Александрийский в своих Коментариях, превращали эти координаты в сидерических.Так что конечным результом был гороскоп с сидерическими координатами.

2.Персы из Сасанидской империи ясно, что использовали сидерические координаты-этого никто и не оспаривает.

3.Первая генерация арабских астрологов была - этническими персами. Арабы же еще не имели собственных Зиджей и все их гороскопы были построенные на Зиджах, которые имели сидерические параметры - они были или персидского или индийского происхождения. Вторая генерация арабских астрологов уже начали вычислять гороскопы в тропическом зодиаке - это состоялось уже после 830 года. Это обстоятельство связано с несколько важными фактами:

- у арабов уже был в руках перевод на арабский язык не только Тетрабиблоса, но и Алмагеста.

- арабы уже сделали первые собственные систематические астрономические наблюдения. Так как у них в это время были в употреблении 3 разные системы - греческая, персидкая и индийская нужно было установить - какая из них более правильная. С этой целью были сделаны первые астрономические наблюдения и они ясно показали преимущество Птолемеевской модели. - именно в плане их сезонной значимости. (также см. пояснение №1 ниже).

- на основе этих наблюдений были составленны первые арабские Зиджи, как например Мумтахан зидж и Хабаш зидж, которые имели в основном птолемеевский характер.

С арабской астрологией тоже связан один интересный факт. Оказывается что в районах Магриба и ал-Андалус до 14 века гороскопы вычислялись с помощи сидерических таблиц и результатом, естественно,  был гороскоп в сидерическом зодиаке.  Посмотрите например здесь: Astronomy and astrology in al-Andalus and the Maghrib-часть Х.

4. В каком зодиаке вычислялись первые гороскопы в Европе трудно сказать, но вполне вероятно, что они были сидерические так как и Альфонсинские (1080) и Толедские таблицы (1240) были сидерические. Только после появления Прутенических (Пруских) таблиц (1551) и Рудольфиновых таблиц (1627) мы можем сказать, что вычисления уже делались в тропическом зодиаке (см. пояснение №2 ниже).

 

 

Послесловие...

 

Просьба - в желани ответить и полемизировать в данном вопросе - ссылайтесь на авторитетных зарубежных исследователей истории науки астрономии и астрологии, а не на пропагандистские статьи издательства "Наука" и "Академия" эпохи сесесера и позднего застоя.

 

 

______________________________________________________

 

Важное отступление с пояснениями кы  ...

 

 

№1. Прежде всего, стоит определить как соотносится Птолемеева модель с тропическим и сидерическим зодиаком. Геоцентрическая теория движения планет (деференты, эпициклы, расчеты на основе соответствующих геометрических построений) может быть использована, как для расчетов в тропическом зодиаке, так и для расчетов в сидерическом зодиаке. Самим Птолемеем в качестве исходных данных для расчетов используются параметры (продолжительность года, величины среднего движения планет), полученные из наблюдений, для тропического зодиака. Однако, для данной модели могут быть найдены соответствующие параметры и для сидерического зодиака. Такие параметры, например, были использованы в Толедских таблицах.

Таким образом, расчеты координат планет на основе данной модели как в тропическом, так и в сидерическом зодиаке проводятся с одинаковой точностью, если с одинаковой точностью определены исходные параметры. Разница будет лишь в выборе начала отсчета. Т.е. астрономические наблюдения арабов не могли установить преимущества тропического зодиака перед сидерическим.

Предположим, подразумевается, что расчеты на основе параметров, использованных самим Птолемеем, более точны, чем расчеты на основе индийских техник. Но это не так. В конце I тысячелетия расчеты координат планет на основе, например, Птолемеевых подручных таблиц, отличаются меньшей точностью, чем расчеты на основе Зиджа Ал-Хорезми, в котором используются индийские техники. Естественно, это справедливо, если астрономы используют соответствующие начальные точки отсчета, т.е., например, не считают, что координаты планет по Зиджу Ал-Хорезми – тропические.

Если же сказать, что в модели Птолемея можно использовать более точные параметры и, соответственно, получить более точные результаты, то стоит учесть, что это справедливо и для индийских астрономических техник.

Преимущество Альмагеста Птолемея перед древними индийскими астрономическими трактатами я вижу в наличии наглядных геометрических построений, разъясняющих геоцентрическую модель. В древних индийских астрономических трактатах, насколько я знаю, такие наглядные геометрические построения отсутствовали. Соответственно, Альмагест Птолемея больше подходил на роль учебника геоцентрической астрономии. Естественно, что изучающие астрономию по Альмагесту астрономы могли отдать предпочтение системе координат с началом отсчета в точке весеннего равноденствия, как это делал Птолемей.

 

 

№2.  Относительно данного тезиса  есть небольшое замечание. Действительно, в Толедских таблицах (1080) расчеты координат планет проводятся в сидерическом зодиаке. Однако, вместе с этим, таблицы позволяют рассчитать прецесиию и далее найти координаты в тропическом зодиаке. Т.е. ситуация с расчетами обратная современной, когда сначала проводятся расчеты в тропическом зодиаке, и только затем с помощью айанамсы осуществляется перевод в сидерические координаты. Пример Ибн Эзры показывает, что в XI веке в Европе уже строились гороскопы в тропическом зодиаке, хотя продолжал использоваться и сидерический зодиак.

То, что в качестве основного для расчетов в Толедских таблицах выбран именно сидерический зодиак, на мой взгляд, объясняется, в том числе, и тем, что арабскими астрономами была обнаружена ошибочность мнения Птолемея о неподвижности в тропическом зодиаке апогея Солнца. Предположение о движении апогея Солнца со скоростью прецессии, лучше соответствовало наблюдаемым параметрам, соответственно, удобнее было производить расчеты в системе в которой апогей неподвижен, т.е. в сидерическом зодиаке.

 

____________________________________________________________

 

P.S. Если читаелей заинтересовала данная тема, то рекомендую потусоваться на этом ресурсе  http://skyscript.co.uk/forums/index.php

  • Upvote 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аль-Хорезми говорите? ну да, ну да ...

 

Сейчас будет много буков, но оно того стоит, уверяю вас - дорогой читатель.

 

...

Благодарю за потраченные усилия, Шанкара! Также благодарю благодарю Вас, GuidoBonnatus, важную тему затронули, основы. Сейчас как раз в этот материал погружаюсь, подобные подробные посты во многом помогают сориентироваться. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Благодарю за потраченные усилия, Шанкара! Также благодарю благодарю Вас, GuidoBonnatus, важную тему затронули, основы. Сейчас как раз в этот материал погружаюсь, подобные подробные посты во многом помогают сориентироваться. 

 

К  нашему сожалению - в распоряжении исследователей крайне мало достоверных и подлинных документальных источников об интересующем нас предмете - астрология поздней античной эпохи в странах западного мира, что уж говорить о временах до нашей эры - то от того времени до нас дошли и вовсе крайне скудные отрывки и осколки немногочисленных устных свидетельств и крохи материальных  свидетельств (остатки и клочки папирусов, глиняные или каменные скрижали и т.п.). Всё, что доступно сейчас это весьма обрывочные сведения и свидетельства даже не современников, а потомков с их пересказов и в их изложении той или иной концепции или рукописного источника более древних авторов. Что до археологических артефактов свидетельствующих о развитии астрономии и астрологии, то и они порой могут трактоваться двояко, а то и вовсе некорректно. 

  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аль-Хорезми говорите? ну да, ну да ...

 

 

Ну да, именно Аль-Хорезми ).

 

 

В Зидже Ал-Хорезми (IXв) координаты планет представлены в сидерическом зодиаке

 

Если на клетке с тигром написано "осел" - не верь глазам своим (с)

 

Это был эпиграф, а теперь обратимся к самому Аль-Хорезми.

Странно, что уважаемый оппонент не прокоментировал другие свидетельства представителей эллинистических и арабских школ, наглядно показывающие то, что в их работах описывался именно тропический зодиак, тогда как о сидерическом не было даже упоминаний. Работы, надо сказать, програмные, на их трудах взросли многие поколения астрологов. Но Аль-Хорезми, так Аль-Хорезми ).

 

Итак, Зидж Аль-Хорезми, глава 8 "Об определении положения Солнца":

"... Таким образом, ты определишь для Солнца знак, градусы, минуты и секунды. Исходя из этого, ты устанавливаешь начало в первом градусе Овна, знак в знак, градус в градус, минута в минуту, секунда в секунду."

 

Из этого отрывка становится понятным (не только из этого, но возьмем этот в качестве примера), что отсчет координат планет Аль-Хорезми предлагал производить от 0 Овна. Ничего необычного в этом нет, это естественно для любых видов зодиака. Но в контексте нашего обсуждения становится критичным как именно видел 0 Овна сам Аль-Хорезми - как отсчитаный от какой либо звезды (согласно утверждеиям уважаемого оппонента), или как точу пересечения небесного экватора и эклиптики ).

 

Обратимся за разъяснениями к главе 15 "Об определении слонения Солнца":

"Нижеследующее есть метод определение расстояния, на которое Солнце отклоняется от определенного места на равноденственном круге. Нужно войти в таблицу солнечных склонений, с предварительно исправленным положением Солнца.

Величина найденная при этом - есть величина отклонения Солнца от экватора.

То что определено между первым градусов Овна и третьим знаком зодиака называется шемели, то есть находящимся на его северной стороне и возрастающим..."

Как несомненно известно уважаемому оппоненту и не менее уважаемым читателям, три знака находящиеся на северной стороне эклиптики и при этом возрастающие, если при этом начало берется в 0 Овна, мы можем обнаружить только в тропическом зодиаке. В сидерическом будут неминуемые "перехлесты" и 0 Овна не сможет служить в этом случае в качестве точки отсчета.

Далее, в этой же главе:

"Начало отсчета ведется от нуля Овна. Если оно (Солнце) обнаружено внутри первых трех знаков, то это будет эль-мейл, то есть склонение на севере и восходящим; если оно находится внутри следующий вторых трех, опять северных знаков зодиака, то будет нисходящим. Если оно обнаружится внутри третьих трех знаков зодиака, то склонение будет южным и нисходящим, если внутри оставшихся трех знаков, то будет южным, но восходящим."

Как видим, Аль-Хорезми описывает тропический зодиак, причем описывает очень корректно и ясно, способом не позволяющим двусмысленные трактовки.

 

Для тех, кто оказался под гипнозом имен маститых и уважаемых исследователей Нейгебауэра и Пингри в плане сомнений в "тропичности" зиджа Аль-Хорезми, приведу выдержки еще из пары глав.

 

Глава 24 "Как определить широту любой местности":

"Если Солнце зафиксировано в первом градусе Овна или Весов, его иртифа, то есть высоту, достигающую максимума в данной местности в полдень, нужно вычесть из 90 градусов. Тогда остаток несомненно будет широтой данной местности".

Аль-Хорезми писал для людей находящихся так сказать "в теме", но для неикушенных в простейших измерениях читателей, возможно нужно сделать необходимые пояснения.

Широту наблюдателя ночью можно определить очень просто, по высоте северного полюса (отмеченного Полярной звездой) над горизонтом. Т.е., высота Полярной звезды выраженная в градусах и минутах дуги и бедет соотвествовать географической широте наблюдателя. На экваторе эта широта будет равна нулю, на полюсе +90 градусов. Но днем Полярная звезда не видна, поэтому широта наблюдателя вычисляется исходя из положения Солнца. Удобнее всего для этого использовать полуденную высоту Солнца, это избавляет от лишних вычислений, и соотвественно, от накапливающейся погрешности. К качестве базы для определения широты наблюдателя берется угол наклона экватора к горизонту. Как известно, плоскость экватора строго перпендикулярна оси мира отмеченной полюсами, поэтому широта местности равняется разности между 90 градусов и углом наклона плоскости экватора к плоскости горизонта. Угол наклона плоскости экватора Аль-Хорезми днем предлагает определять по положению Солнца, причем в качестве базовой точки отсчета, он принимает 0 Овна - точку, которая в тропическом зодиаке обладает нулевым отклонением от плоскости экватора. В любых сидерических системах 0 Овна будет иметь положительное либо отрицательное значение склонения (т.е. отклонения от плоскости экватора). Соотвественно, при нахождении Солнца в 0 Овна или 0 весов, в полдень оно покажет точку экватора, высота которой будучи выраженной в градусной мере даст угол наклона экватора к горизонту. Что и требовалось.

При нахождении Солнца в других точках зодиака, оно уже будет обладать значеннием склонения отличающимся от нулевого, и небходимо делать пересчеты. Как это и описывает Хорезми:

"Если же Солнце будет в каком нибудь другом знаке зодиака, его полуденную высоту минус склонение Солнца, если оно к северу от небесного экватора, или плюс склонение Солнца, если оно к югу от экватора, нужно вычесть из 90 градусов. Результат этого вычитания укажет тебе широту места"

 

И, в качестве контрольного выстрела ), глава 25 "Восхождение знаков Зодиака на прямой сфере":

"... Рыбы соотвествуют Овну, Весы - Деве, Лев - Тельцу и Скорпион - Водолею. И, наконец - Рак Близнецам и Козерог Стрельцу. "

Перед этим дается метод вычисления времени восхождения знаков (это необходимо, например, для определения Асцендента). Суть в том, что у знаков находящихся в равном удалении от точки пересечение небесного эватора и эклиптики, т.е. 0 Овна и 0 Весов в тропическом зодиаке - одинаковое время восхождения. Например у Овна и Рыб, Тельца и Водолея и т.д. Продолжительность дня в таком знаке равна продолжительности ночи в дополительном и наоборот. Они, как бы, обратно зеральны. В знаках отстоящих на равное расстояние от точек солнцестояний - 0 Рака и 0 Козарога в тропическом зодиаке, одинаковые продолжительности дня и ночи, они зеркальны.

 

А теперь у меня просьба к уважаемому оппоненту ). Не будет ли он так любезен, что бы самостоятельно, или с помощью статей советского издания "Наука", Нейгебауэра или самого архангела Гаврииила, указать места в работах греческих или арабских авторов, в которых указывалась бы точка отсчета зодиака привязанная к какой либо звезде, что могло бы свидетельствовать о том, что описываемые ими знаки это знаки сидеричесого зодиака ). Заранее благодарю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...