Разгадка тайны в Ригведе, как символ победы Индры над Вритрою.
В индологической литературе достаточно часто можно встретить мнение о том, что древние самхиты (сборники) Веды, написаны тайным «иносказательным» языком. С другой стороны, сама суть этих гимнов сложно воспринимается без участия в ритуале «жертвоприношения» для которого гимн выступает как некое объяснение или «смысловой ключ». Однако даже ознакомление с сутью гимна не может быть полным, так как ряд «мифологем» указываются в гимне лишь отдаленно, как общеизвестный сюжет для тех, кто присутствует во время проведения ритуала. Причина подобного неполного упоминания сюжетных линий певцами имеет под собой несколько объяснений. С одной стороны ритуал можно условно разделить на материальное действие, вербальную формулу и некий «космологический акт» находящий аналогии в словах и действиях жреца. С другой стороны сам «первичный миф» не может быть рассказан языком людей – не только по причине не пригодности «человеческой» речи, но и загадочности (закрытости, табуированности) самой темы обсуждения. Так, например, по мнению исследователей Ригведы одна и та же река имела бытовое имя «Инд» и сакральное «Сарасвати». Как полагают исследователи славян по сходной причине священное дерево Перуна - дуб, не имеет ни каких указаний на имя божества, как на запрещенное в бытовых разговорах (хотя в балтийских языках эта связь сохранилась).
Стоит отметить, что хотя в Ригведе существует указание на четыре вида речи (1 мандала, 164 сукта 45 ричас) – в известном гимне-загадке
На четыре четверти размерена речь.
Их знают брахманы, которые мудры.
Три тайно сложенные (четверти) они не пускают в ход.
На четвертой (четверти) речи говорят люди.
В какой-то степени это перекликается с гимном о жертвоприношении первосущества - Пуруши. В нем указывается, что ¼ Пуруши смертные существа, а ¾ его - бессмертные на небесах. По одной из версий «тайные» виды речи связаны с божественной речью, равным образом и с именами божества. Противопоставляя тайное - божественное, явному - человеческому. (см. напр. Елизаренкову; или Гринцер).
С другой стороны тема загадок встречается достаточно часто в первичном мифе (в т. ч. и в Ригведе). По мнению Топорова и Елизаренковой (и др) эти темы связаны с магической сутью приписываемой загадкам, и как считалось, загадывание загадок при словесном состязании певцов являлось основной «магической процедурой» связанной с проводами старого и встречей Нового года. Загадывание загадок встречается и в ряде древних мифов – например про Сфинкса, в славянских сказках так же главный герой не однократно выступает как «проникающий в суть» загадки и тем самым побеждающий «злодея» (при этом загадывающий загадку часто несет урон, либо должен был выполнить некую просьбу того кто отгадает). Равным образом персонажи мифов могут «иметь тайну» понимание сути которой может как помочь, так и навредить (например Царевна-лягушка). В данном случае тайна выступает как символ – «потусторонности» персонажа, а способность ее разгадывать как «подвиг» главного героя.
Возвращаясь к текстам Ригведы отметим, что загадка (тайна) выступает в этой самхите в нескольких вариантах- 1. Ритуальный (как отмечалось выше связанный со словестным состязанием) и 2. Космологический, с которым связан первый вариант, как символическое повторение событий прошлого в настоящем.
Космологические загадки во первых связанны с богами так в одном из гимнов они выступают действующими персонажами (1.164) – возможно в связи с тем, что сами создавали мир.
Кто видел первого рождающегося,
Когда костистого несет бескостная?
Где сила жизни земли, кровь и дыхание?
Кто приблизится к сведущему, чтоб спросить об этом?
Не лишне в данном случае будет провести параллели между тайной – как символом «сокрытия, сжатия, жадностью» (об этих качествах как «злых» мы уже говорили ранее см. блог) и Вритрою (как основным «жадным» персонажем Ригведы). Раскрытие загадки подобно сотворению мира заново, где Индра выступает как «озаряющий» свет раскрывающий содержание тайны (загадки), а Вритра выступает как сама загадка или как «злая» сила ее загадывающая. Таким образом, ритуал загадывания загадок в канун Нового года предстает как символ повторения подвига богов, в частности Индры, который победил «непонятные» (загадочные) силы хаоса и сотворил новый мир (новый цикл).
Справедливости ради необходимо обсудить и таких персонажей Ригведы как Варуну (отца Неба-Урана) и Махапурушу в связи с совпадением их качеств с некоторыми качествами Вритры. Они выступают как «первичные» творцы Асуры , оба и Вритра и Пуруша были расчленены по частям, оба и Вритра и Варуна восходят к одному и тому же смысловому корню – в переводе «охватывать, заключать», оба связаны с водным культом рождения. Не удивителен переход Варуны в «ночные» и водные божества из категории «богов-вседержителей», в первую очередь в связи со способностью ночи укрывать предметы от взора. Таким образом, возможно перевести миф о «первичном хаосе» и сотворении мира в другую плоскость – в миф «о познании мира» и разгадывании его тайн.
9 комментариев
Рекомендованные комментарии
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас