Мировые воды и образ Асуров в Ведах
ॐ सरस्वति मतजि नम:
Продолжая ранее начатую тему обсуждения первичного мифа связанного с мировыми водами и последовательного изменения его смыслового содержания. Не лишним будет обсудить так же и изменение образа Асуров.
В Ведах данное слово употребляется достаточно часто, не смотря на двоякость его использования – в представлениях первых Риши еще возможно встретить позитивное («положительное») употребление данного эпитета. Например, в тексте Ригведы слово асуры встречается более 70 раз. Оно употребляется по отношению различных действующих лиц так, например асурами называют Агни, Индру (оба более 10 раз), но более всего, конечно же Варуну (≈ 15 раз), чуть менее Митру (более 7 раз), а так же Всех-богов (≈ 5 раз). Под этот эпитет так же попадают такие персонажи как Савитар (Сурья), Сома, Сарасвати, Маруты, Васудевы, Брихаспати (Брахманаспати), Ушас, Адити, Вишвакарман, Пушан, Парджанья, а так же Апамнапат. Несомненно, будет не лишним привести хотя бы несколько выдержек из текста Ригведы (перев. Елизаренковой – за него в т.ч. она была удостоена награды от Индийского правительства Шри Падма) –
(к Митре Варуне) Мандала 7, сукта 65, ричас 1-2 (далее просто цифры)
Вас двоих я призываю гимнами на восходе солнца:
Митру и Варуну с чистой силой действия,
У которых нерушимая высшая асурская сила,
замечающих каждого при выезде, спешащих.
Ведь они два асуры среди богов, они двое благородных.
Сделайте наши земли полными питательной силы!
Мы хотим достигнуть вас, о Митра-Варуна,
где небо и земля и дни насыщают через край!
(К Сарасвати и Сарасвату) 7,96,1
Я хочу пропеть высокую речь: асурская среди рек.
Сарасвати возвеличь прекрасными гимнами
восхвалениями, о Васиштха, две половины вселенной….
(к Индре) 7,21,7
Даже прежние боги отставали по силам
От твоей асурской власти.
Индра, победив, наделяет дарами.
Индру громко зовут, чтоб захватить награду.
(К Брихаспати) 2,23,2
Сами боги-прозорливцы, о асурский
Брихаспати, получали у тебя жертвенную долю.
Как могучее солнце светом – утренние зори,
ты породил все до одной молитвы.
И тд… Всех примеров из текста перечислять не стану, однако приведенных фрагментов вполне достаточно, что бы проиллюстрировать, что понятие Асур – было хвалебным понятием, вполне возможно, что оно обозначало наиболее почитаемый титул, указывающий на важность и древность восхваляемого лица. Это вполне согласуется еще и с тем, что например высший титул творца в иранской религии является Ахура (Ахура Мазда). Индологи возводят данный эпитет к корню асу असु – дыхание, сила, дух. Таким образом, под Асурами понимались существа «наделенные духом или силой». Однако со временем это смысловое наполнение было утрачено – и заменено вторичными мифами из Пуран, где Асуры противостояли дэвам (необходимо уточнить, что например, в персидской религии под последними понимали «злых духов»).
Наиболее разительно это изменение сказалось на образе персонажей связанных с Мировыми Водами. Проиллюстрируем – Варуна – бог создатель, учредитель Рта (означает порядок вещей; термин ставший прообразом Дхармы в более поздние периоды). Позже Варуна уступил этот «титул» пураническому Брахме, а тот в свою очередь был несколько потеснен культом Вишну и Шивы. Утрата положения так же постигла Парджанью, Сарасвати (потеснена культом Ганги), Тритааптью и Апамнапата. Некоторые мифологемы, например, были заимствованы культом Кришны от образа Индры. Не только пураны, но и итихасы – содержат подобные заимствования элементов.
Не исключено, что эта «эволюция» религиозных идей связана с одним из качеств вод в сравнении с огнем– она не светится в отличие от последнего, что возможно подтолкнуло «горячие головы» религиозных реформаторов на стыке тысячелетий произвести «культурный пересмотр» (напомню читателю, что слово дэва является однокоренным со словами день , дия или дипа, а так же Дьяус). Возможно поэтому образ «огненных»-светящихся персонажей не подвергся сильному изменению, а «водные персонажи» претерпевали сильное культурологическое изменение с одновременной утратой статуса «Асуры», с которыми в последствии стали ассоциировать демонов. Можно так же предполагать, что так же утрата «изначального, древнего» смысла была связана с желанием последователей религиозного культа национализировать его (внести элементы свойственные сознанию и восприятию людей проживающих на некой территории в «культ»). Например, свойственные Притхви качества – трансформировались в Ганешу, качества Агни – в Нарасимху, вод – в Матсью…и тд. В дальнейшем мы постараемся обсудить такое явление как национализация религиозных культов…
- 3
18 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти