Образ жизни и смерти является одним из самых старых и в тоже время, пожалуй, самым распространенным в человеческой культуре. И действительно самые напряженные моменты человека, так или иначе, связанны с архетипом оживления (рождения) или угасания (смерти).
Прежде чем понять суть архетипа необходимо его внешне описать – так как известно, что архетип заключает в себе «качества обоих антитез», то правильнее было бы утверждать, что мы имеем не два архетипа, но один единственный архетип «жизнисм
В индологической литературе достаточно часто можно встретить мнение о том, что древние самхиты (сборники) Веды, написаны тайным «иносказательным» языком. С другой стороны, сама суть этих гимнов сложно воспринимается без участия в ритуале «жертвоприношения» для которого гимн выступает как некое объяснение или «смысловой ключ». Однако даже ознакомление с сутью гимна не может быть полным, так как ряд «мифологем» указываются в гимне лишь отдаленно, как общеизвестный сюжет для тех, кто присутствует в
Дивали (Дипавали – dipa. досл. перев. лампадка). Дипавали один из известных праздников Индии. Так же известен под другим именем – «Фестиваль огней». Который символизирует собой победу духовного огня/света над тьмой и невежеством. Согласно легенде происхождение праздника берет свое начало в период правления Рамы, по другой версии данный праздник восходит к совсем давнему периоду появления на свет ЛакшмиМа при пахтании океана. Уместно будет отметить, что разные «школы» (сампрадаи) приводят в защи
Ранее мы уже обсуждали такую специфику древних текстов как мифопоэтическое сознание. Читателю вкратце напомним некоторые существенные качества данного вида сознания (в отличие от логического). 1 - действие в мифопоэтическом сознании происходит всегда в настоящем или преимущественно в настоящем времени, 2 каждый персонаж занимает одновременно две дуальные пары, охватывая собой все антитезы, и 3 основа события поддерживается «совершенным действием». В призме перечисленных качеств и необходимо расс
В прошлые разы мы не однократно косвенно касались таких интересных явлений как «культурные наслоения» и «национализация религиозных культов». В настоящей записи постараемся обсудить некоторые из особенностей данного процесса. В начале, необходим некий исторический экскурс для читателя, дабы он понимал более точно, о чем суть дела. В качестве примера возьмем «ведийскую культуру» - термин в настоящее время с размазанными границами и смысловым содержанием. Поэтому мы возьмем только его религиозно-
ॐ सरस्वति मतजि नम:
Продолжая ранее начатую тему обсуждения первичного мифа связанного с мировыми водами и последовательного изменения его смыслового содержания. Не лишним будет обсудить так же и изменение образа Асуров.
В Ведах данное слово употребляется достаточно часто, не смотря на двоякость его использования – в представлениях первых Риши еще возможно встретить позитивное («положительное») употребление данного эпитета. Например, в тексте Ригведы слово асуры встречается более 70
ॐ सरस्वति मतजि नम:
Образ мировых вод и культурные наслоения в ведической традиции.
Сегодня Сарасвати пуджа и было решено обсудить очень деликатный вопрос про культурные наслоения – суть которого в изменении или «переворачивании» смысла некого древнего мифа (образа) под реалии более современного общества. Подобные вещи не редкость и случаются с завидной периодичностью почти во всех религиозно-философско-космологических традициях.
Однако перейдем к одному из самых старых сборников