Об авторе
Пандит Висти Ларсен

Джйотиш Гуру SJC, президент Джаймини SJC в Дании, Шри Джаганнатх Центр

Агни — представляет элемент огня и также является деватā представляющим его. Он символизирует один из пяти основных элементов, поэтому некоторые ученые относят поклонение Агни к доиндусскому периоду, когда поклонение состояло главным образом из видимых элементов Вселенной, таких как вода, земля, деревья, воздух, и т.д. В соответствии с этим учёные разделили различные аспекты Бога, такие как Ш́ива, Ган̣еш́а, Агни и т.д. на две группы — ведические божества и индусские божества, полагая, что со временем божество изменило свою форму или индивидуальность, или же люди просто придумали новые имена/Богов.

АгниОднако это не факт, так как традиции поклонения в Индии этим божествам устанавливались в период Риг Веды, они такие же, как и сегодня, возможно лишь немного изменились их имена. К примеру, в Риг-Веде имя Иш̣а использовалось вместо Иш́вара/Ш́ива, а имя Ган̣апати — очевидное имя Ган̣еш́и, Гарутман сегодня называют Гарудой, и также существуют другие подобные различия в именах.

Агни всегда поклонялись как Агни, и поклонение Агни постоянно поддерживалось агнихотрами непосредственными поклонниками Агни, а позднее брахма и арйа самаджа в Индии. Эти две самаджа отказываются от любой другой физической формы Бога и поклоняются только Агни, предлагая огню различные мантры из Риг-Веды.

Нельзя сказать, что эта практика поклонения неверная, так как Агни является посредником между поклоняющимся и деватой. Поэтому носит еще и другое имя — Вахни, которое происходит от слова «вахни«, означающее «передающий», «перевозчик» или «посыльный» (также упоминается вахана). Это символизирует третий глаз (аджн̃акхйа чакра), где покоится Агни, от которого молитвы передаются девате во время поклонения. Следовательно, поклонение Агни необходимо для получения благосклонности деваты во время поклонения, поскольку конечная цель поклоняющегося просветление через благословение Ш́ивы. По этой причине первая ш́лока Риг-Веды посвящена Агни:

अग्निमीळे पुरोहितं यज्ञस्य देवंऋत्विजं। होतरां रत्नधातमम्॥

агнимӣле пурохитам̇ йаджн̃асйа девам̇р̣твиджам̇| хотарāм̇ ратнадхāтамам||

Фактически, вся первая сукта Риг-Веды посвящена исключительно Агни и показывает важность поклонения Агни.

В космологии, Агни был рожден от Махāр̣ш̣и Каш́йапы. В астрологии Каш́йапа Готра связана с Сӯрйей и Ш́ани. С Сӯрйей, потому что Каш́йапа — отец двенадцати Адитйев и Агни. С Ш́ани, потому что он также является отцом всех демонов (асуров), полубогов (дайтйев) и человеческого рода (данавов). Последнее — также частичная причина того, почему теx, кто не знает своей Готры, просят принять имя Каш́йапы во время определенных ритуалов и обрядов.

У Агни есть две жены (ш́акти) — Свāхā и Свадхā, которые представляют жертвоприношения для дева (Бога) и питри (предков), соответственно. Поэтому обычно мантры, заканчивающиеся одним из этих двух слов, обращаются к определенному объекту поклонения — Богу или предкам, то есть ом агнайе свāхā или ом питр̣бхйо свадхā.

Агни

Агникон̣а – относится к одному из десяти направлений, и Агни — Дигпала. Дигпала дословно означает защитник направления и здесь Агни называется деватой, управляющим юго-восточным направлением. Дигпала — деватā, который управляет областями кармы, и жёны Дигпал — дают плоды этих путей или направлений. Никакие плоды не проявляются без благословений одного из этих Дигпала, или скорее их Ш́акти — Дигвадху. Поэтому в наделении плодами кармы, Агни занимает очень важное положение.

Роль Агни имеет тесную связь с латинским словом Игнис, греческим божеством, несущим функции подобные Агни. От этого слова произошло слово «инженер», которое объясняет функции Агни. Юго-восточным направлением управляет Венера и поэтому даёт рост людям, которые являются великими конструкторами или способны создавать в своём уме грандиозные планы, и являются мастерами изобретений, такими как Ш́рӣ Параш́урама Аватара.

Среди планет и светил — Солнце и Марс связаны с огнем. Но Солнце больше связано со светом исходящим от огня, тогда как Марс представляет непосредственно элемент огня. По этой причине положение Марса в артха-триконе в даш́амша карте может показать профессию инженера.

Среди звуков, Агни соотносится с согласным «ра — र» и несет значение, родственное египетскому Богу Солнца. Звук «ра — र» известен как звук провидцев (*р̣ш̣и*), поскольку провидцы, как говорится, являются проводниками или направлениями к Богу, и здесь Р̣ш́и управляют двумя путями: движение вверх к Богу (огонь «ра — र») или призывание божества к себе (земля «ла — ल» ) управляется риш. Звук «ра — र» обычно добавляется к мистическим семенам мантр или бӣджа мантрам: хрӣм, ш́рӣм и крӣм (т.е. ка+ра+ӣ+м) обычно используемых в тех же целях и представляющих это движение вверх.

Агни изображается с семью языками или джихва, которыми он принимает подношения от людей и передает их Богу. В этой форме он известен именем Вахни и прославляем как связующее звено между поклоняющимся и Дева. Семь языков или джихва символизируют семь дней недели, в течение которых предлагаются подношения.

Таблица 1: Саптаджихва бӣджа

Джихва Бӣджа Граха

хиран̣йā хрум — हिरण्या ह्रुम् — Сӯрйа
гаганā шрум — गगना स्रुम् — Чандра
рактā ш́рум — रक्ता श्रुम् — Мангала
кр̣ш̣н̣а врум — कृष्णा व्रुम् — Будха
супрабхā лрум — सुप्रभा ल्रुम् — Гуру
бахурӯпā рум — बहुरूपा रुम् — Шукра
атирактā йрум — अतिरक्ता य्रुम् — Ш́ани

Санскритское название дня недели — Вāра. Слово Вāра сокращенное от слова Вāсара. Вāса — означает «оставаться», «пребывать», «обитать в», а слог «ра — र»– относится к Агни — божеству огня, схожему с египетским богом Солнца. Следовательно, слово Вāсара подразумевает обитель божества огня. Точно так же день недели (вāра) — место пребывания Агни, и все функции дней недели – проистекают из этого принципа.

Семь имен языков агни (джихва): хиран̣йā, гаганā, рактā, кр̣ш̣н̣а, супрабхā, бахурӯпā и атирактā. У каждого из них есть бӣджа или односложная мантра, состоящая из биджи йрӯм, и прификса к одной из этих семи полугласных.

Эти семь языков соотносятся с семью звуками, связанными с ними, и также с пятью планетами и двумя светилами.

В Джйотиш в «Ш́ива Пурāн̣е» приводится восемь бӣджа-мантр для этих восьми направлений.

Таблица 2: Агни бӣджа

Звуки граха*

Солнцебрӯм — ब्रूम्
Лунадрӯм — द्रूम्
Марсбхрӯм — भ्रूम्
Меркурийхрӯм — ह्रूम्
Юпитерстӯм — स्तूम्
Венераш́рӯм — श्रूम्
Сатурнд̣рӯм — ड्रूम्
Рахупрӯм — प्रूम्

*Понятие «граха» — относится к небесному телу на орбите, оказывающему влияние на любые живые или неодушевленные существа. Происходит от слова грахана, что значит затмевать или завладевать. К этим орбитальным телам относятся девять грах или наваграха, используемых в Джйотиш (Ведической Астрологии). К ним относятся Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, северный и южный узел Луны (Раху и Кету). Затмение относится к явлению, когда орбитальные тела проходят транзитом перед звездами или накшатрой и вызывают их затмение по отношению к живым существам на Земле.

Человек, повторяющий звуки, связанные с хозяином лагны в карте, обретёт руководство истинного наставника и истинное знание в своей жизни, благодаря благословению Агни. Он будет в состоянии усвоить и таким образом поймет любой изучаемый предмет, благодаря этому благословению. Желательно, этот звук повторять перед зажжённой лампадой (дипа) во время поклонения, как символ возжжения внутреннего светоча просветления. Повторение этих звуков также придает огромную силу физическому телу и очень острый ум.

При лагне Водолея нужно определить, кто является хозяином Лагны — Сатурн или Раху.

Агни Мантра

Среди мантр Агни существуют простые мантры, такие, как ом агнайе намах̣ или ом джатаведасе намах̣. Но наиболее популярная мантра в традициях Джйотиш – это чайтанйа мантра (мантра самоосознания), предназначенная для того, чтобы принести человеку высшее понимание и осознание. Её также называют наварна мантрой, поскольку она состоит из девяти слогов:

ओम् हूम् राम् छैतन्ययै नमः।
ом хӯм рāм чаитанйайаи намах̣ ||

Астрологически, через традиционные принципы для мантракрийи, -бхоги и -деваты мы можем вывести следующие из мантры:

Мантра состоит из пяти слов, поэтому, астрологически она соответствует пятому дому и является для мантры мантра-крийей. Это означает, что мантра будет действовать, используя энергии пятого дома, то есть интеллект, знание, память и т.д. Плоды этой деятельности рассматриваются по мантра-бхоги.

Мантра-бхога определяется путем подсчета количества слогов, или акшар. Чаитанйайа мантра состоит из девяти слогов: ом (1) хӯм (1) рāм (1) чаитанйайаи (4) намах̣ (2) = общее количество девять слогов. Поэтому, астрологически энергия мантры будет воздействовать на деятельность связанную с девятым домом, то есть обретение гуру, расширение своего мировоззрения, расширения представлений о Боге. Она дарует удачу и достижение *вигйаны* или более высокого духовного знания, которое связано с дикшей и пратибхой, из них последний гарантирует, что человек сможет непосредственно общаться с гуру и провидцами.

Мантра-девата находится путём подсчёта расстояния от дома мантра-крийи до дома мантра-бхоги, и затем от этого места отсчитывается такое же расстояние. Это — проявление Бога в жизни человека и где знание проявится в жизни.

Пример: мантра-крийа — пятый дом; мантра-бхога – в пятом от него, т.е. в девятом доме. Отсчитывая пять домов от девятого дома, мы попадаем в первый дом, и это будет местом мантра-деваты. Здесь божество мантры восседает на «голове» человека (первый дом) и поэтому дарует просветление. Орудие этого просветлени рассматривается по бидже мантры. Здесь оружием деваты являются биджи — ом, хӯм и рāм и показывают что: ом (истина/сатйа), хӯм (удаление препятствий 1) и рāм (агни/просветление).

Мантра Упадеша

Согласно правилам, описанным в священных писаниях, соединяя бӣджи хӯм и рāм вместе формируют ещё одну бӣджу — хрӯм (бодхана или причину пробуждения и обретения знания). Но как же тогда мантра по-прежнему останется девяти сложной? Здесь уместно применить совет предшествующих мудрецов или традиции. К найденной хрӯм бӣдже, добавьте одну из восьми бӣдж в соответствии с хозяином лагны человека. Это формирует персональную агни-мантру.

Пример: Если лагна находится во Льве, её хозяином будет Солнце. Бӣджа Солнца — брӯм. Поэтому мантра становится: ом хрӯм брӯм чаитанйайаи намах̣ | Она должна произноситься при зажжении лампадки и повторяться как джапа. Подобная практика наделит человека совершенным знанием и просвещением.

1. Семя звука «хӯм«, имеет две формы: с коротким «у» – «хум» и с долгим «ӯ» — «хӯм«. Обе бӣджи — известные звуки используемые в поклонении Ганеше, но весьма различные по природе.

Наилучшим образом это объясняется посредством санскритского написания их:

हुं и हूं – Обратите внимание, что в первом слове (हुं или хум) изгиб в основании направлен влево, тогда как во втором слове (हूं или хӯм) изгиб вправо. Так же изображается и Ганеша — с изогнутым хоботом влево и вправо соответственно. Если его хобот изогнут вправо (от зрителя), тогда Ганеша ест (принимает) ладду своим хоботом и символизирует удаление всех препятствий. Если же его хобот направлен влево (от зрителя), он держит оружие и символизирует заграждение, подавление зла и защищает человека от всех бедствий. Это различение весьма важно. Изображение Ганеши с хоботом согнутым влево обычно держат в спальне или в таких частных местах, где Вы не хотели бы присутствия других.

Один из примеров: подобное изображение Ганеши дали матери, которая случайно поместила эту форму в дверях своего дома. Проистекающим эффектом этого были ссоры с родственниками, регулярно навещавшими её, которые внезапно почувствовали себя нежеланными гостями и отвергнутыми.

Длинное «ӯ» используется, чтобы удалить препятствия и особенно гнева. Тот, кто предлагает траву куша с этой мантрой двенадцати формам Ганеши, избавляется от любого гнева со стороны других. Это также Махакала бӣджа, и если её повторять дважды, человек будет наделён безупречной памятью, вне границ времени.

 Оригинал статьи: https://srigaruda.com/agni/

Перевод: Чандрамукха дас

Обновленно 21.10.2025

5 1 голос
Оцените статью