Карма и джйотиш

 



Отрывок из первого урока курса Vedanga Jyotish B.A.

 


Очень важным аспектом джйотиш является его способность анализировать действие "Закона Кармы" в течение всей нашей нынешней жизни.

Человек рождается и умирает, снова и снова пожиная плоды своих деяний. Совершая свою эволюцию на своём жизненном пути из жизни в жизнь, он постоянно находиться в зависимости от родственников, близких и вообще всех окружающих его людей и даже животных, которые служат ему. Таким образом, человек становиться обязанным этим личностям и вынужден в следующих жизнях оказывать им своё служение, чтобы находиться в гармонии материального существования. 

 

Общий принцип Вед прост, человек не должен использовать материальные блага и социальные связи только для своих чувственных наслаждений, ему следует взять ответственность за защиту и поддержание вверенных ему людей, и посвятить себя служению Богу, чтобы исправить "прошлые недоработки" и выполнить свою дхарму или долг.
 

 

Мы приносим в следующую жизнь все свои прошлые привязанности, как любви, так и ненависти. И те, кого мы любили в прошлом рождении, и те, к кому испытывали сильную недоброжелательность, снова рождаются рядом с нами и мы вынуждены продолжить с ними свои взаимоотношения.

Памятование об этом помогает человеку осознать важность и значение его существования и астрология может помочь ему раскрыть секреты многих граней жизни, включая его связь с родственниками и окружающими его людьми.
 

 

Гороскоп, который также называют виддхи-чакра, или карта судьбы, или кармическая карта, дает возможность тщательно проанализировать ситуацию и порекомендовать человеку различные формы коррективных мер, смягчающих негативное влияние планет. Это может быть как определенный вид служения родственникам или людям и даже животным окружающим его, поклонение различным Божествам, повторение мантр, ношение драгоценных камней, янтр, совершение различных ягьий и т.д.
 

 

Понимание закона кармы или судьбы играет большую роль в Ведической Астрологии. Весь джойтиш (Ведическая Астрология), пронизан пониманием кармы как закона ведущего к перевоплощению, в лучшие или худшие условия жизни, давая понимание круга самсары (рождения и смерти). Слово "карма" с санскрита переводиться как действие, то есть карма соотносится с действием и плодами или результатами наших действий. В основном карма проявляется на материальном уровне, где деятельность связана с материальными телами как физическими так и не проявленными, такими как деятельность ума и т.д.
Здесь очень важно понимание слова "судьба" и "свобода воли". Судьба, это как схема жизни человека, ее рамки не являются ограниченными, поэтому более точным определением судьбы будет диапазон возможных событий жизни. Именно его предсказывает астролог на основе карты рождения человека и других данных. Свобода воли - это возможность выбора, то есть способность человека принимать решения и совершать поступки. Но его возможности ограничены рамками его судьбы, то есть они находятся внутри диапазона, который отражает карта рождения.
 

 

Джйотиш не фаталистичен, и никто даже Брахма (творец Вселенной) не может сказать вам точно, что произойдет. События зависят от применения свободной воли человека, и его поступки не могут быть ему навязаны. Потому на один из вечных вопросов о первичности судьбы и свободной воли джйотиш дает такой ответ: человек подчинен предопределенности, но при этом обладает свободой выбора в этих рамках. И, более того, человек может изменить свое будущее, совершая те или иные действия в настоящем.
 

 

Слово "судьба" на самом деле имеет два значения, которые легко спутать. Ведическая Астрология делает различие между судьбой как фатумом (fate) и судьбой как предназначением (destini). Судьба как предназначение (на санскрите называется "дхарма") является результатом собственных действий и поступков, объединенных с действиями родителей, братьев, предков, детей и общества ("семейной кармы", "национальной кармы" и так далее) и выражает назначение, миссию человека в этом мире. Согласно ведической традиции очень важно знать свое предназначение и выполнять его. "Лучше плохо следовать своей дхарме, чем в совершенстве чужой", - говорится в "Бхагавад-Гите".
 

 

Как уже было сказано выше, джйотиш не фаталистичен, наоборот, он помогает человеку в осуществлении его свободы воли. Джйотиш проливает свет на то, как работают законы природы в жизни человека. Более того, он не останавливается на этом и предлагает эффективные средства для максимального использования возможностей, данных в этой жизни. Джйотиш помогает двумя способами: во-первых, он "рисует карту" возможных событий в жизни и, во-вторых, он показывает то, что человек может сделать на основе этой "карты", чтобы извлечь максимальную пользу, использовать положительные факторы и минимизировать негативность. Ведическая Астрология рекомендует для этого различные средства астрологического "лечения", некоторые из этих мер были уже перечислены выше: добродетельные поступки, ношение драгоценных камней и выполнение процедуры ягья и другие.
 

 

Когда мы говорили о границах свободной воли и о судьбе как фатуме, мы сказали, что настоящее является результатом действий в прошлом и подчиняется определенному закону. Что же это за закон? В ведической традиции он называется законом кармы, также его можно назвать законом причины и следствия. Этот закон очень напоминает 3-й закон Ньютона: "Действие равно противодействию", - и он выражен пословицами во многих языках: "что посеешь - то и пожнешь", "как аукнется - так и откликнется".
 

 

Без закона кармы было бы трудно объяснить определенность схемы жизни человека, которая обусловлена местом и временем его рождения. Джйотиш отражает этот закон с философской точки зрения, включая оба понятия - свободной воли и судьбы. В понятиях закона кармы: 1) судьба означает то, что наше настоящее состояние есть результат наших прошлых действий; а 2) свобода воли означает то, что мы создаем будущее нашими настоящими действиями.
 

 

Джйотиш не учит отказу от деятельности и покорности обстоятельствам. Как часть ведического знания, он учит, во-первых, тому, что наше истинное "Я" вечное и всегда существующее, и оно выходит за рамки влияния времени и судьбы. Мы всегда можем вернуться к этому "Я", чтобы уйти за пределы поверхностных границ, которые мы не можем изменить. Во-вторых, он учит тому, что человек обладает определенной свободой в использовании своей судьбы - мы не можем изменить погоду, но точный прогноз делает нас подготовленными. В-третьих, джйотиш на основе закона кармы предлагает коррективные средства, чтобы помочь предотвратить неблагоприятные влияния и усилить благоприятные. В-четвертых, он показывает, как использовать текущие условия.
 

 

Согласно ведический традиции, когда атма (индивидуальная душа) получает рождение, она спускается с небес через атмосферу, прежде чем достигнуть Земли, получая плотную материальную оболочку. И в материальном мире она может родиться только тогда, когда время "кармически" соответствует ее судьбе (предназначению) и ее характеру. Карта рождения отражает схему (шаблон) жизни.
 

 

Всем ли негативным указаниям в карте суждено случиться? Вот что ответил на этот вопрос известнейший ведический астролог К. Н. Рао: "В одном случае, в котором я видел, что негативное событие вскоре произойдет, я заблаговременно рекомендовал человеку повторять мритйунджайа-мантру два месяца. Даже когда на него упали 200 мешков с цементом, он отделался маленьким переломом. Таким образом, можно предотвратить или уменьшить такие несчастья в 80% случаев благодаря правильной карме (действиям). В остальных случаях накопленная карма настолько сильна, что человек не может преодолеть ее. Но обычно эти 20% случаев не приходят к астрологу".
 

 

Таким образом, наша жизнь - это взаимодействием судьбы и свободы воли, где наша судьба - является реакцией на предыдущие проявление нашей свободы воли. Каждый раз мы оказываемся в ситуациях, где перед нами стоит выбор как нам действовать и какие шаги нам следует предпринять для решения той или иной задачи жизни. Мы имеем свободу выбирать "а" или "б", но как только мы сделали свой выбор, мы уже не имеем свободы принимать или отвергать реакции на наш выбор. Мы должны это принять! Реакция на наш выбор может быть мгновенной, или может потребоваться множество воплощений прежде, чем наш выбор принесёт свои плоды, "сладкие" или "горькие".
 

 

Подобно тому, когда мы готовим на кухне мы, используем множество ингредиентов, смешивая которые мы получаем новые вкусы и ароматы, точно также различные реакции наших поступков смешиваются вместе и когда они полностью созревают, мы испытываем их в форме окружающей среды, которая может быть хорошей или плохой. Мы не можем избежать окружающей среды, но, пытаясь преодолеть её, мы снова будем вынуждены выбирать, как нам действовать. Это создаёт бесконечный круг причины и следствия.
 

 

Эти причинно-следственные взаимодействия, проявляются не только на физическом, но и на ментальном и духовном планах. В физических явлениях отношение причины и следствия можно легко продемонстрировать, но это не касается закона кармы, где последствия действия нельзя проанализировать на физическом плане. Закон кармы действует через серию перерождений. И человек должен страдать от последствий своих действий до тех пор, пока не научится регулировать свои действия с помощью истинного знания и мудрости.
 

 

Гороскоп раскрывает перед нами последствия действий, о которых мы в этой жизни не помним, и о которых нельзя узнать в этом рождении. Результатом этих неизвестных нам действий является судьба, или адришта.
 

 

В соответствии с индуистскими представлениями, со смертью человека его душа, или жизненная энергия - атма, заключенная в линга шарира, или тонкой оболочке, обладающая суммой хорошей или плохой кармы данного человека, через некоторое время переходит в другой план, сбрасывая грубое тело, как человек снимает старую одежду и надевает новую.
 

 

Новое рождение человека состоится в физическом теле, которое соответствует поступкам, совершенным им в предыдущей жизни. Процесс смерти и рождения продолжается до тех пор, пока не будет достигнута мокша, или окончательное освобождение. Карма - это результат наших действий, а наши действия порождаются нашими мыслями, и, следовательно, человек сам создает свою карму, которая является продуктом его мышления.


Три типа деятельности (кармы).


Существует три типа деятельности, известные как "карма" или та деятельность, которая совершается с привязанностью к плодам, связана с исполнением наших обязанностей, и приносит разнообразные плоды или результаты.

 

"Викарма" - это греховная деятельность, связанная с уклонением от пути дхармы, нежеланием исполнять предписанные обязанности, но при этом получать как можно больше для удовлетворения своих чувств, и несущая только неблагоприятные результаты и ввергающая живое существо в океан страданий. 

Эти два вида деятельности или "кармы" связывают живое существо последствиями поступков и привязанностей, и заставляют снова и снова рождаться в высших или низших материальных мирах.
 

 

Третий вид - это "акарма" деятельность, которая совершается без привязанности к материальным плодам или результатам, и ведущая к освобождению. Этот вид кармы находится за пределами материальной деятельности и несёт только трансцендентные результаты.
 

 

Совершая различные виды кармы, живое существо разрушает или накапливает свой багаж, которые он несёт по своему эволюционному пути.
Здесь очень важно понять, что материальная деятельность, может быть одухотворена, если она свершается в правильном сознании не привязанности к плодам своего труда. Можно жить счастливо, иметь хороший достаток и наслаждаться прелестями этого материального мира и в то же время исполнять свою дхарму и служить Богу. Это принцип юкта-вайрагйа, принимать всё и использовать для служения Богу и духовного прогресса.
 

 

Деятельность в духе "кармы" позволяет живому существу накопить, хорошие результаты и отправиться после этой жизни на райские планет или родиться в богатой и известной семье, получить хорошую жену, детей, красивое тело и т.д. и наслаждаться соответствующим образом. Обычно в Ведической культуре, существует отдельная часть вед, именуемая карма-канда, описывающая совершение различных ритуалов ради достижения желаемых целей. Такие ритуалы как поклонение полубогам, совершения особых епитимий и пожертвований и т.д.
 

 

Совершая негативные поступки (викарму), человек накапливает негативные последствия своей деятельности и ему придётся отправиться на низшие планеты или в адские миры, чтобы искупить свои грехи. Он также может родиться животным, если в течение своей человеческой формы жизни развивал соответствующие наклонности.
 

 

Акарма, или отсутствие материальной деятельности, имеющей целью материальные желания и результаты, порождает духовные заслуги, которые разрушают на корню узел материального существования и позволяют человеку достичь духовного бытия. Это достигается путём полной отдачи себя служению Божественному, общению со святыми личностями и совершения пожертвований в храмы Бога и т.д., то есть тем путем, где присутствует лишь одно желание, желание быть с Богом.
 

 

Именно в этом проявляется свобода воли человека. Направленность желаний, поступков, выбора общения и т.д., всё это порождает соответствующею карму несущею различного рода результаты. Поэтому теория кармы является единственным научным объяснением существования различий в физическом, ментальном и даже экономическом состоянии разных людей, если, конечно, мы не допускаем возможности господства слепого случая.

Существует четыре вида кармы:

Санчита карма или карма, накопленная нами за множество жизней в человеческом обличие, это вид кармы является как бы "банком" всех наших заслуг как хороших, так и плохих, всех видов самскар (впечатлений как прошлой, так и настоящей жизни) и т.д. Это может косвенно проявляться в характере человека, его тенденциях, способностях, склонностях, его способности следовать дхарме и желаниях.
 

 

Прарабдха карма или карма, принёсшая плоды, это часть нашей общей кармы (санчита), данной нам в этой жизни. Прарабдха карма олицетворена нашим телом, набором чувств, умом и обстоятельствами нашего текущего воплощения. Это - плод наших прошлых действий, которые мы должны испытать в этой жизни. Вся санчита карма не может быть испытана в одно и то же время. Только та часть, которая "созрела" может проявиться в этой жизни и называется - прарабдха. Натальный гороскоп показывает только прарабдху. Время рождения индивидуума или его гороскоп есть проявление его прарабдхи.
 

 

Крийаман карма или текущая карма. Это - новая карма, которую мы создаём в этой жизни. Эта та область, которая предопределяет свободу выбора, именно эта карма определяет наши будущие жизни. Крийаман карма накапливается в этой жизни и впоследствии добавляется к санчите. Таким образом, это непосредственно влияет на прарабдху следующих жизней.
 

 

Агами карма или карма будущего, которая рождается из наших мыслей, которые порождают поступки, наше планирование будущего и есть агами карма. Планы, которые мы строим сегодня, могут стать реальностью завтра. Планирование - это агами, а выполнение - крийаман. Таким образом, агами (планирование) управляет крийаман (действиями, свершаемыми в этой жизни) которые становятся санчитой (общей кармой) и позднее проявляется опять как прарабдха (судьба). Санчита карма проявляет двумя способами, как прарабдха или так называемая судьба, и как самскара или тенденции.
 

 

В настоящей жизни мы испытываем влияние кармы прарабдха. Иными словами, гороскоп указывает на ту часть прошлой жизни, которая является судьбой в этой жизни. Поэтому астрологические предсказания - суть тенденции природы в их завершенности или проявлении, и мы можем усилить или ослабить их действие в желаемом направлении, используя соответствующие средства, предписанные в древних астрологических книгах.
 

 

Варахамихира говорит, что астрология подобна лампе, которая бросает свет на темные уголки будущего, делает видимыми результаты и последствия кармы, наработанной в предыдущих жизнях.
 

 

Таким образом, в этой жизни человек пожинает горькие или сладкие плоды своей прошлой кармы. Какую роль играют в этом планеты? Указывают ли они слепо и механически на течение человеческой судьбы, или с их стороны происходит некое активное воздействие? Когда человек теряет сына, то он страдает вследствие своей кармы, которая может быть связана с тем, что он принес кому-либо подобное несчастье в своем предыдущем рождении, а не потому, что Марс находится в 5-м доме его гороскопа. Время реализации события также согласуется с планетарными периодами в жизни человека.
 

 

В древних текстах после описания различных планет, их размеров, расстояний и т. п. используется слово танниямаха, означающее существование активной ментальной или астральной составляющей, действующей помимо физической массы планеты. Наша жизнь состоит из постоянной борьбы между судьбой (видхи) и свободной волей (иччхашакти), и в каждый момент времени результирующая этих сил определяет действия человека.
 

 

Сила воли обычного человека невелика. Таким образом, события его жизни в значительной степени будут соответствовать прогнозу, данному по его гороскопу. Для человека же, достигшего высокого духовного развития, возможны отклонения даже при - том, что общий рисунок, обозначенный в гороскопе, остается тем же. В этом мире относительности ни судьба, ни свобода воли не могут возобладать. Поэтому человек и наделен некой условной свободой.

Я также прилагаю здесь полезную статью известного астролога Чандрашекхар Шармы и джйотиш-гуру SJC:

Зачастую люди не понимают, почему коррективные средства предложенные астрологом не в состоянии удалить проблемы в их жизни. И как результат считают, что шастры не так эффективны. Иногда даже сами астрологи озадачиваются, тем, почему коррективные средства не работают как надо. Давайте рассмотрим причины возникновения проблем в жизни, и когда коррективные средства могут быть эффективными. Чтобы понять основные принципы, необходимо рассмотреть глубоко понятие кармы (действия), кармапхала (результаты кармы) и ее пхалашрути (время получения результатов).
 

 

Карма буквально означает действие. Когда оно используется в религиозном контексте, её значение приобретает различные оттенки. Есть три типа кармы, признанные ведической философией. Это - карма (действие), акарма (бездействие) и викарма (неправильное действие). Господь Кришна говорит Арджуне разъясняя эти значения кармы в Бхагавад-Гите, адхйайя 4, шлока 17 как:

 

 

 

 

 

"Хитросплетения кармы очень трудны для понимания. Поэтому надо хорошо знать, что такое действие, что такое запретное действие и что такое бездействие".

Следует отметить, что Кришна также говорит, что очень сложно понять все хитросплетения кармы. Далее в адхйайя 6, шлока 32 Господь говорит что:

 

 

 

 

 

"Совершенным йогом, о Арджуна, называют того, кто, сопоставляя каждого с собой, видит истинное равенство всех живых существ, независимо от того, счастливы они или нет".

Это означает, что йог, который смотрит на всех живых существа одинаково, и не превозносит себя перед ними и способен оставаться спокойным в сукха и дукха (счастье и горе) при любых обстоятельствах, считают самым лучшим среди йогов.
 

 

Эти утверждения дают нам возможность понять, что даже йоги не свободны от проблем повседневной жизни. Теперь естественно возникает вопрос, почему одни люди оказываются перед незначительными проблемами, в то время как другие порой просто непреодолимы. Чтобы понять это, мы должны разобраться, как работает закон кармы. Карма, будучи действием, рождается от него, порождая всевозможные реакции на деятельность. Это известно как кармапхала или результаты, проистекающие от кармы. Эта пхала (плоды) не всегда реализовываются немедленно, как в законах физики. Кармапхала имеет период созревания (карма пака или время созревания кармы) в зависимости от её природы. Реализация кармапхалы известна как пхалашрути (дающая результаты). Каждое живое существо пожинает результаты своих действий.
 

 

В зависимости от природы кармы они реализуются в этой жизни или если они не реализованы в этой жизни, человек должен будет принять следующие рождение, после смерти, и реализовать их. Когда этот цикл исчерпан, или как говориться, все счета заплачены, человек получает то, что известно как мокша (освобождение из цикла рождений и смертей). Есть два типа кармы. Первый нишкаама карма (действие, сделанное как обязанность, без каких-либо ожиданий) другой - сакаама карма (действие, предпринятое для того, чтобы достигнуть чего либо). Исполняющий первый вид кармы, является йогом в истинном смысле этого слова и не имеет каких либо проблем, поскольку он воспринимает счастье и горе одинаково и получает освобождение Милостью Бога. Исполняющий второй тип кармы, не получает освобождение и должен пройти цикл жизни и смерти как это объяснено выше.
 

 

Рассматривая это с точки зрения джйотиш, каждый получает данное рождение как живое существо во всех формах, включая человеческую форму, в зависимости от своей прошлой кармы. Гороскоп человека, - также результат его прошлой кармы. То есть каждый получает свою долю счастья и горя в этом рождении в зависимости от кармы его прошлого воплощения. Давайте рассмотрим, как приходят результаты кармы. Карма, которая дает нам страдания и счастье, разделена на три типа кармы; это - санчита карма (накопленная), прарабдха карма (карма данного воплощения) и крайямана карма или аагами карма (карма, которую человек создаёт в этом воплощении).
 

 

В настоящей жизни санчита карма проявляется в двух категориях, известных как дхруда мула (давшая сильные корни) карма и шитхила мула (дающая ростки) карма. Они вместе формируют то, что известно как прарабдха или судьба. Крайяман карма (также в категориях дхруда мулы и шитхила мулы) работает в этой жизни, и её прарабдха вместе с прарабдхой данного воплощения проявляется с наряду предыдущими двумя видами кармы, согласно времени их карма пака, которая приводит к пхалашрути.
 

 

Дхрудха мула карма не может быть нейтрализована коррективными средствами, так как проявляется в форме физического внешнего вида, слабостей, семьи в которой человек рождён и так далее.
 

 

Шитхила мула карма часто приводит к проблемам связанным с потомством и проистекает от рождения в абхукта-мула, период санкранти, джаештха ганданте, бхадра вьятипата, ямагантак, затмениях, ганданта, полуночь, кришна чатурдаши, рождение в накшатру родственника и других подобных факторах, касающихся рождения человека или джатаки. Умиротворение планет, когда аффлектирована общественная деятельность, также находиться под влиянием шитхила мула карма и коррективные средства, такие как молитвы, пуджи и враты способны облегчить это неблагоприятное влияние.
 

 

Крайямана карма связана с проблемами на работе, в образовании, семейных неурядицах и таких действиях, где образ действия имеет прямое влияние на результаты.
 

 

Анализируя, можно заметить, что большинство этих проблем, связанных с крайямана кармой, возникают из-за чрезмерной и иногда нелогичной реакции под давлением ситуации, к событию. Эти проблемы могли бы быть исправлены, в значительной степени, надлежащими коррективными мерами, предложенными компетентным астрологом. Для достижения желательных результатов, нужны коррективные средства, которые изменили бы образ действий возникающих под напором джатаки так, чтобы кармапака её крайяман карма были в состоянии изменить прарабдха, показанную шитхила мулой как части санчита кармы. Надлежащее положение транзита планет и соответствующие даши, должны быть благоприятными для реализации этого влияния. Рождённый, поэтому, также должен учиться изменять своё поведение и развивать терпение, к получению желаемых плодов даже крайямана кармы и коррективных средств.
 

 

Также важно, чтобы астролог понимал эти положения кармы перед предложением любого коррективного средства данного в джйотиш, чтобы не было недоразумений того, что эта наука не работает. Это особенно значимо, когда рассматриваются проклятия в гороскопе. Всякий раз следует напоминать себе, что даже Господь Кришна родился в тюрьме и был пастухом, и Господь Рама перенес муки разлуки со своей супругой; когда они воплощались в человеческом образе из-за проклятий, проистекающих из дхрудха мула кармы. Конечно, не стоит это воспринимать, так что для Бога не было возможности удалить эти проклятия. Бог, создававший законы кармы, которым подчиняются все живые существа, также перенес их непосредственно. Причина этому, объясняется Господом в Шримад Бхагавад-Гите, когда он говорит о карме в адхйайа 3, шлока 22-23:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"О сын Притхи, во всех трёх мирах нет такого дела, которым я обязан был бы заниматься. Я ни в чём не нуждаюсь и ни к чему не стремлюсь, - и всё же Я всегда выполняю свой долг. Ведь если Я перестану неукоснительно выполнять Свои обязанности, о Партха, люди, несомненно, последуют Моему примеру".

Также в Шветашватара-упанишад, адхйайа 6, шлока 7-8, говориться:

"Верховный Господь - владыка всех владык, величайший среди повелителей всех планет. Каждый находиться у Него в подчинении. Каким бы могуществом не обладали живые существа, они получают его от Верховного Господа. Никто из них не является независимым повелителем. Господь, которому поклоняются все полубоги, - верховный повелитель, а все остальные повелители подвластны Ему. Он выше всех правителей этого мира и достоин всеобщего поклонения. Никто не может превзойти Верховного Господа, высшую причину всех причин.
 

Тело Господа не похоже на тело обыкновенного существа. Его тело неотлично от Его души. Он абсолютен, и все Его чувства духовны. Каждый из его органов чувств может выполнять функции любого другого органа. Поэтому на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он. Его энергия бесконечна и многообразна, поэтому все Его деяния вершатся сами собой, естественным образом".






Chandramukha das Администраторы

Автор: Чандрамукха дас

Комментариев пока нет, добавьте свой!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.